Домой Азия Мигрант стратегического назначения

Мигрант стратегического назначения

476
0

мигрантЧтобы защитить свои рубежи, Россия идет на уступки Таджикистану

Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму соглашение о порядке пребывания граждан Таджикистана на территории России. Согласно документу, они освобождаются от обязанности постановки на учет в течение 15 дней с момента въезда в страну.

Это соглашение было подписано в Москве 8 февраля 2013 года, как было тогда заявлено, «в целях создания благоприятных условий для пребывания граждан Республики Таджикистан на территории РФ».

Напомним, что сейчас, согласно закону «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», временно пребывающие в России люди подлежат учёту по месту пребывания не позднее семи рабочих дней.

Новое соглашение, удлиняющее срок для регистрации «понаехавших», – однозначно уступка. На фоне событий в Бирюлеве и последовавших затем заявлений представителей власти о необходимости ужесточения миграционной политики это выглядит, по меньшей мере, странно. Но в то же время абсолютно очевидно, что любое политическое, а тем более внешнеполитическое решение принимается не просто так, оно всегда имеет под собой серьезную основу. Вот и здесь: за миграционным послаблением (на самом деле — не очень значимым, сейчас будет понятно почему), четко проглядываются военно-политические причины…

Если верить данным ФМС России, то на 18 октября 2013 года в России находилось более 1 млн. 11 тысяч граждан Таджикистана. Разумеется, можно поверить главе пресс-службы миграционной службы Таджикистана Абдулло Кодири, который заявил, что таджики приезжают в Россию не только трудиться, но и «в командировку, на учебу, и, наконец, чтобы просто отдыхать». Однако факт, что Россия является лидером по количеству таджикской трудовой миграции, остается фактом. Причем, та сторона этому факту, несомненно, рада: трудовые мигранты ежегодно отправляют на родину от трех до четырех миллиардов долларов США, и тем самым создают от 35 до 47% (!) ВВП республики.

— Если ты хочешь улучшить отношения с какой-либо страной, ты делаешь ей поблажки, в том числе и миграционные. Это нормальная международная практика, — говорит президент фонда «Миграция 21 века», экс-замдиректора ФМС РФ Вячеслав Поставнин. – Так что с внешнеполитической точки зрения здесь все хорошо: Таджикистан продлевает аренду 201-й военной базы, Россия идет на миграционные уступки. А у президента Таджикистана Эмомали Рахмона появляется еще и повод выступить перед народом и сказать, мол, посмотрите как я о вас, граждане, забочусь: Россию заставил пойти на уступки.

Чтобы было понятно: 201-я российская военная база сформирована в 2004 году на базе 201-й гатчинской мотострелковой дивизии. Расположена она в городах Душанбе, Куляб и Курган-Тюбе и ее предназначение — защита независимости и поддержки государственной власти Республики Таджикистан, обеспечение стабильности военно-политической обстановки и укрепления национальных интересов РФ в центрально-азиатском регионе.

В начале июля 2012 года Россия обвинила таджикские власти в выдвижении неприемлемых условий продления аренды 201-й военной базы, и в результате приостановила её финансирование.

5 октября 2012 года в ходе визита президента России Владимира Путина в Душанбе соглашение о статусе и условиях пребывания военной базы РФ в Таджикистане все-таки было подписано. В итоге аренда была продлена до 2042 года. Причем, по словам властей Таджикистана, статус базы, личного состава и членов семей военнослужащих аналогичен статусу административно-технического персонала диппредставительств.

— Российская военная база в Таджикистане является одним из важнейших факторов стабильности в республике, с которой нас связывают особые, братские, очень близкие, стратегические отношения; в республике, которая является форпостом всего СНГ на очень сложном, ответственном афганском направлении, — сказал тогда Владимир Путин, поблагодарив президента и народ республики за решение о продлении срока действия соглашения.

Но и это еще не все подводные камни нового законопроекта. В Таджикистане в собственности РФ находится и другой военный объект – уникальный комплекс оптико-электронной разведки космического пространства «Окно» («Нурек», в/ч 52168) войск ВКО. Как отмечают эксперты, этот комплекс изначально создавался, как сугубо военный объект, однако в итоге он способен выполнять и мирные задачи – например, следить за теми же астероидами, кометами и метеоритами. У американцев есть три подобных комплекса, но все они уступают нашему по эффективности, поскольку требуют большого объема электропотребления для лазерной подсветки. Поэтому уверенно можно сказать: на фоне нашего военного присутствия в Таджикистане увеличение срока пребывания их граждан на территории нашей страны — сущая мелочь!

Кстати, уступки в миграционной политике в этом году были сделаны и для Казахстана. Теперь граждане России и Казахстана могут не регистрироваться в течение 30 дней с даты въезда на территорию государства. Но понятно, что ситуация с Казахстаном абсолютно иная: с этой страной у нас совсем иные отношения, ведь нас связывают «Байконур», Таможенный союз, да и в части экономического сотрудничества ей есть, что нам предложить… К тому же Казахстан для нас — рубеж стратегический.

После вывода сил США и НАТО из Афганистана, к власти, скорее всего, придут талибы. Это не сулит для России ничего хорошего: гарнизоны 201-ой военной базы окажутся блокированы бандами и отстоять стратегические объекты России в Таджикистане и Киргизии будет весьма и весьма сложно. И здесь, чтобы не оголить свои рубежи окончательно, России во что бы то ни стало необходимо сохранить над Казахстаном контроль.

— Миграционные уступки России в отношении миграционной политике этих двух государств носят декоративный характер. Таджики благодаря наличию нашей базы обеспечивают собственную стабильность. Если у них ее не будет, Таджикистан сразу подвергнется атакам всевозможных террористов, — говорит первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков. – Так и с Казахстаном. Если мы там не обеспечим безопасность, то по истечению относительно короткого времени получим те же проблемы. Я имею в виду тех боевиков, которые гуляют по казахским границам.

Интересно, что депутат таджикского парламента, бывший директор Центра стратегических исследований (ЦСИ) при президенте Таджикистана Сухроб Шарипов несколько лет назад заявлял, что станция космического слежения «Окно» для России представляет не меньший интерес, чем космодром «Байконур» в Казахстане. По его мнению, Таджикистан делает многое для России, и даже в угрозу своей безопасности и жизни своих граждан. При возможной агрессии против России со стороны других государств этот объект станет одной из первых целей бомбежки. А там и Нурекская ГЭС не далеко. Его слова, выражающие позицию большинства жителей республики, были высказаны в упрек России, которая игнорирует интересы таджикских трудовых мигрантов.

Россия продемонстрировала благожелательность и пошла на уступки, пусть и декоративного характера. Но пока непонятно — довольствуется ли этим Таджикистан?

Свободная пресса