Домой Аналитика Кто возьмет замуж турецкую невесту с богатым приданым — Запад или Восток

Кто возьмет замуж турецкую невесту с богатым приданым — Запад или Восток

756
0

ece8efd6d4b4Взаимоотношения Турции с ЕС все больше начинают напоминать какую-то брачную сделку. Турция предлагает себя в качестве невесты с богатым приданным. Европа соблазнена этим приданым, но не желает брать невесту замуж. Напомним, что Турция впервые постучалась в двери объединенной Европы еще в 1959 году. Но спустя полвека она по-прежнему находится в предбаннике европейского дома. Какие только требования не предъявлял за это время Брюссель Анкаре: стандартные требования правового характера, проблемы кипрского вопроса, положение курдов, а в последнее время обозначен и армянский вопрос.

Однако Анкара не отказывается — на словах — от намерения вступить в брак с Европой, хотя маловероятно, чтобы в сложившихся условиях она проявила готовность жертвовать частью своего национального суверенитета, что неизбежно при членстве в ЕС. Неслучайно сегодня многие турецкие эксперты указывают на пример Греции, которой раньше в Турции завидовали. В этом как раз и вся интрига: невеста перестает томиться желанием выскочить замуж за европейского жениха, но зато может использовать его имидж для повышения шансов вступления в брак с другим партнером. Такое настроение в Турции еще более усилилось, когда Брюссель неожиданно для Анкары осудил жесткое подавление антиправительственных выступлений и «заморозил» переговорный процесс о вступлении Турции в ЕС.

Это произошло в тот самый момент, когда Турция по ходу развития событий «арабской весны», в которой она активно участвовала наравне со своими западными партнерами, позиционировала себя в качестве образца «ближневосточной демократии». Более того, европейский флаг, которым она размахивала, был у нее выхвачен, что заметно снизило ее возможности расширить свое влияние как на Ближнем Востоке, так и в других регионах мира. В итоге, как заявил на церемонии, посвященной Курбан-байраму, вице-премьер страны Бюлент Арынч, «у нашего народа значительно упал интерес к присоединению к ЕС. Если раньше эту идею поддерживало 75% населения, то сейчас — не больше 18-20%. В этом нет нашей вины. Причиной стало безответственное поведение европейских стран, которые постоянно создают для Турции новые барьеры и пытаются устраивать нам допросы».

Арынч не случайно вспомнил о членстве Турции в ЕС. Оно было сделано накануне заседания в Люксембурге Совета постоянных представителей (COREPER) 28 стран Евросоюза, на котором вновь рассматривался турецкий вопрос. Принятое решение гласит: «Возобновление переговоров о вступлении в ЕС повысит заинтересованность Турции в проведении демократических реформ и приближению своих норм к европейским стандартам». То есть Турцию будут по-прежнему учить «демократическому уму-разуму», чтобы не дать ей возможность отвязаться от европейской колесницы, придавая ей функции «пятого колеса». Не более того. Это следует и из опубликованного ежегодного отчета Еврокомиссии по расширению ЕС, в котором отмечается: в ближайшее время статус Турции по отношению к ЕС не изменится.

И это тогда, когда Анкара после обнародования премьер-министром Реджепом Тайипом Эрдоганом «Пакета демократических преобразований» рассчитывала на поощрительный политический грант, хотя бы по тактическим соображениям, поскольку «пакетная демократия» не получила поддержки со стороны оппозиционных партий.

Вообще Брюссель -жених бесцеремонно обращается с Анкарой-невестой. Так может вести себя только такой партнер, который уверен, что его «невесту» никто не украдет, как часто это бывает на Востоке. И для такого стиля действий существуют весомые основания. Как заявил вице-премьер Арынч, его страна «не намерена делать шаг назад от 50-летней мечты вступить в ЕС». Стоит ли Турции так долго носиться с «европейскими гирями на ногах», сковывать маневренность в своей внешней политике, создавать ситуацию, когда для потенциальных «женихов» отпадает актуальность брать в жену турецкую «невесту». Тем более что сейчас многие турецкие эксперты указывают на набирающих силу евроскептиков, предсказывающих распад ЕС. В этой связи они призывают руководство страны не тратить политические силы на участие в европейских интеграционных процессах, где Турция никогда не будет выступать на ведущих ролях, а больше внимания уделять укреплению роли самостоятельного регионального лидера, использовать потенциал Европы утилитарно, сообразно собственным представлениям о перспективах всего Ближнего Востока. Кстати, еще недавно глава МИД Турции Ахмет Давутоглу утверждал: «Как перед Турцией не было единого Запада, так не будет и единой Европы. Имеется лишь сильная традиция европейской дипломатии, которая всегда подкрепляется сильными национальными стратегиями, обладающими потенциалом подготавливать почву и прокладывать путь для международных конфликтов и столкновений интересов в Европе. Подобное положение требует от Турции тонкой дипломатической настройки в отношениях как с ЕС в целом, так и с его членами». Но пока же Турция рассчитывает на то, что ЕС будет пробиваться на Ближний Восток через нее.

Но у Брюсселя есть и другие варианты.

В апреле 2013 года Турция получила статус партнера по диалогу ШОС, что открывает для нее перспективу прорыва на евразийском направлении, особенно с Россией и Китаем. Но Анкара споткнулась об сирийский порог и вызвала настороженность к себе со стороны Москвы и Пекина. Поэтому азиатский вектор в ее политике также выглядит неустойчиво. И так будет продолжаться до тех пор, пока турецкая дипломатия будет пытаться «усидеть сразу на двух стульях». Вот почему может случиться и так, что богатая турецкая «невеста» скоро превратится в никому не нужную старую деву, утратившую способность и мотивацию кому-либо нравиться. Этого, похоже, и опасаются сейчас в ЕС, предлагая Турции возобновить «диалог о диалоге», чтобы придать «невесте» эффект второй молодости.

Или совершить над ней косметическую операцию, превратив её в страшную «муклу»…

Тарасов Станислав

Источник: ИА REX