Домой Азербайджан Песни и погромы о русских в Азербайджане. Исполняет Акиф Наги

Песни и погромы о русских в Азербайджане. Исполняет Акиф Наги

645
0

10000000Посол Азербайджана в России Полад Бюльбюль-оглы и «Организация освобождения Карабаха» (ООК) выступили с заявлениями в защиту арестованного накануне Орхана Зейналова — мигранта из Азербайджана, которого российская Фемида подозревает в убийстве жителя Бирюлево Егора Щербакова. Бюльбюль-оглы тонко намекнул на возможность начала в Азербайджане погромов русского населения. ООК, повторяя и дополняя слова посла АР, заявила прямо: терпение азербайджанского народа не бесконечно, и Россия не должна вынуждать власти Азербайджана к принятию «адекватных мер» в отношении русских граждан Страны огней. «Этнические русские уже более 200 лет проживают на территории Азербайджана, и в отношении них не оказывается никакого давления. Даже некоторые отдельные населенные пункты полностью заселены русскими. Им созданы все условия для жизни и свободного вероисповедания», — говорится в заявлении ООК.

Признаться честно, претензии азербайджанской стороны к задержанию и аресту Зейналова вполне обоснованы. Задержание и дознание Зейналова проводились с нарушениями УПК и Конституции РФ, а их освещение в СМИ превратили расследование бирюлевского дела в глупое телешоу. Перспектива адекватных мер в виде погромов — тема отдельного комментария. «Спектр» в этой статье займется темой «условий для жизни и свободного вероисповедания» русских, о которых заявил лидер ООК Акиф Наги.

Вербальные кирпичи заявления Наги можно отбросить в сторону и оставить на месте только один. А именно, фразу о том, что «русским в Азербайджане созданы все условия для жизни и свободного вероисповедния». Если Наги в самом деле искренне верит в это, то он заслуживает сочувствия как человек, больной прогрессирующей необратимой амнезией. Если же Наги зачитывал заготовленный речевой ролик, то это другой вопрос. Библия и Коран называют ложь порождением сатаны, а лжецов — служителями зла. Михаил Булгаков желал совравшим гражданам обезглавливания на коте Бегемоте. В приличном обществе лжецам не подают руки и всячески их избегают.

Версию о тяжелой и неизлечимой болезни Акифа Наги можно отбросить. Наги по образованию историк, работает доцентом истории в одном из вузов Азербайджана, а человек с потерей памяти заниматься историческими исследованиями не может. Особенно в Азербайджане, где история Страны огней — часть государственной идеологии, сама государственная идеология Азербайджана находится под неусыпной охраной недремлющих органов безопасности. Более логичен вариант с тем, что Наги сам не верит в то, что вещает на публику.

Иван Яхьязаде

Не далее, как в марте 2013 года власти АР начали политику искоренения в стране русских имен и фамилий. «Не каждая азербайджанская семья выдаст свою дочь замуж за Ивана или Дмитрия», — деликатно поясняла тогда республиканская комиссия по терминологии. Советник Ильхама Алиева Али Гасанов добавил: фамилии граждан Азербайджана должны заканчиваться не на «- ов» или «-ев», а на «- ли», «- заде» или » -аз». Так что, не за горами тот день, когда последний русский бакинец Иван Иванов срочно «перепишется» в Ибрагима Ибрагимли или Яхья Яхья-заде (Яхья — мусульманский вариант имени «Иван»). Переиначивание имени на новоазербайджанский лад ему даст хоть какое-то право на дальнейшее пребывание в АР, работу и пенсию, но одновременно лишает русского человека его культурного означающего в виде славянского имени.

Момент, когда последний бакинский Иван перепишется в Яхью или Ибрагима, можно считать концом русского присутствия в независимом Азербайджане. Бакинец Ибрагим, который до того был Иваном, лишившись имени, превратится не в полноценного азербайджанца, а в манкурта, «бывшего» русского. Да и право на звание манкурта Ивану надо будет заслужить. А заслужить это право русскому можно только одним способом: пассивным или активным соучастием в выдавливании из Азербайджана русского населения. Если он не давит своих братьев по крови, он уезжает из Азербайджана. Как правило, в России его никто не ждет.

Все идет по клану

Насчет работы в АР тоже не так все просто. По Конституции АР, русские имеют право работать во всех сферах деятельности Страны огней, вплоть до органов власти. Но это только по Конституции АР. В реальности, русское население Азербайджана трудится на низкоквалифицированной и плохо оплачиваемой работе: подсобными рабочими на стройках, на уборке мусора и т.д. Почему же так, если по Конституции АР граждане всех национальностей Страны огней равны в достоинствах и правах? Причина проста: для устройства на нормальную работу в АР всем гражданам нужно или давать взятку, или иметь там в качестве покровителя «своего» человека.

В этом плане этнические азербайджанцы и русские граждане АР в самом деле равны. В плане устройства на работу тому же тюрку из Шамкирского района приходится куда труднее, чем курду из «привилегированного» Нахичеванского района. Будь Ильхам Алиев не нахичеванским курдом, а шамкирским тюрком — все было бы наоборот. Трудоустройство с помощью взятки также часто связано в АР с влиянием регионально-этнического клана потенциального соискателя. Положенные «барашки в бумажках» собираются, в основном, кланами. С бедного клана много денег не соберешь, поэтому преференции при трудоустройстве отдаются «барашкам» от более сильных и состоятельных кланов. За русским населением Азербайджана никаких кланов не стоит, поэтому русские выпадают из этой системы и вынуждены полагаться только на свои скудные силы. Но против клана у одного русского в Азербайджане приема нет.

Образовательная глушилка системы Багирова-Алиева

Та же кланово-коррупционная схема функционирует в АР в сфере доступа к высшему образованию. Без взятки или покровительства поступить в нынешний Бакинский университет крайне сложно, а уж получить там диплом — тем более. Учебный процесс в вузах АР давно превратился в фикцию, а экзамены — в ритуал подношения студентами профессорам денежных сумм и ценных подарков. Деньги дал — пятерку получил, денег не дал — не получил. Такие вещи как академический отпуск тоже имеют свою сумму в манатах. В среднем по Азербайджану, «академ» стоит 400 манатов (500 долларов США). Это четыре месячных зарплаты медсестры или две зарплаты водителя. На взятку за экзамен или курсовую деньги собирают, опять же, по семейным, клановым или другим связям. Разобщенное русское население АР из этой схемы выключено. Конечно, по букве законов АР русские граждане АР имеют право учиться в азербайджанских вузах, наравне с азербайджанскими тюрками, курдами.

Но свободное право на учебу и доступность образования в АР существуют только на бумаге. На деле там все проще: если деньги есть — учиться будешь, если нет — не будешь. Это нехитрое правило в Азербайджане едино для всех граждан АР, вне зависимости от национальности. Но русское население Азербайджана даже в условиях этого тотального равенства в бесправии оказывается самым бесправным и незащищенным. Если для простых тюрков или курдов какие-то лазейки в этом плане существуют, то на доступе русского населения АР азербайджанскому образованию Баку давно поставил и закрепил особую монетарно-клановую глушилку. Те же самые глушилки, только другого калибра, стоят на аварской и лезгинской общинах Азербайджана.

Образцом для этнических образовательных «глушилок» послужил «лезги пулу» — налог на образование, взимаемый со школьников и студентов лезгинской национальности еще в советском Азербайджане, с 1936 по 1956 годы. Изобрел механизм этнических образовательных глушилок в АзССР Мир-Джафар Багиров — «отец всех азербайджанцев» и любимец Лаврентия Берия, усовершенствовал «патриарх советского Азербайджана» Гейдар Алиев, а довел до инновационного совершенства сын Гейдара Алиева Ильхам Алиев.

Русский отдел госбезопасности

В органах власти АР русское население представлено, и тут официальный Баку против истины не погрешил. Представлено людьми вроде депутата Милли Меджлиса Михаила Забелина — председателя «ручной» Русской общины Азербайджана. Дальше панегириков в адрес правящего семейства Алиевых деятельность Забелина и его сотрудников не распространяется.

«Когда в Азербайджане бывают руководители России, то люди Забелина показывают им, как хорошо живется русским в Азербайджане», — признался «Спектру» один из бывших русских граждан Азербайджана, ныне проживающий в России. «Помню, когда в 2006 году приезжал в Баку Путин, то Ильхам Алиев вместе с Забелиным устроили президенту РФ встречу с русской диаспорой Азербайджана. Путин остался этой встречей доволен. А как же ему быть недовольным? Русская диаспора говорила Путину: им в Азербайджане живется хорошо, никуда уезжать они не хотят, обожают Ильхама Алиева как отца родного. Но товарищи из русской диаспоры Азербайджана в беседе с Путиным кое о чем умолчали. А именно о том, что они были не простыми русскими гражданами АР, а работниками азербайджанской госпропаганды »

«Работа этих пропагандистов как раз и заключается в таких образцово-показательных встречах с высокими гостями из-за рубежа», — продолжил русский выходец из Азербайджана. «Сами встречи планируются заранее и утверждаются в министерстве национальной безопасности Азербайджана (МНБ). Русская община Азербайджана полностью контролируется МНБ Азербайджана, а ее сотрудники — те же сотрудники МНБ, выполняющие пропагандистскую работу. Этим русским пропагандистами из МНБ глубоко наплевать на реальное положение русского населения в Азербайджане. Им и рядовые азербайджанцы безразличны. Им важны только их доходные кресла, деньги, казенные автомашины и внимание Баку».

Хороший русский — уехавший русский

Другой русский выходец из Азербайджана поведал изданию: русский язык, бывший в советском Азербайджане языком межэтнического общения, в нынешней Азербайджанской Республике искореняется фактически повсеместно. Говорить или писать на русском в госучреждениях запрещено. «Да, что там в госучреждениях. Мне в 2005 году в чайхане выбили зубы двое подонков. При этом, азербайджанская молодежь, которая собирается в националистических группах того же «Контакта» , общается между собой на русском. Пишут на русском языке всякие гадости про Россию, русских, армян… Назло так делают, чтобы русские и армяне тоже читали. Или им приплачивают за эти провокации, точно не знаю».

«Русский врач, уроженец Баку, теперь не может устроиться в азербайджанскую больницу только потому, что он русский», — продолжил бывший «русский азербайджанец». «Я в начале нулевых остался без работы и попробовал получить пособие по безработице. Выклянчивал его два года и выклянчил наконец-то свои жалкие 50 долларов. На эти деньги можно только ноги протянуть. Но и работающее население Азербайджана живет впроголодь. Ильхам Алиев и его приближенные безо всякого стеснения грабят народ Азербайджана. А чтобы азербайджанцы не объединились и не свергли клан Алиева, Алиев их натравливает на русских. Русских жителей Азербайджана еще в начале нулевых годов стали избивать с целью захвата их жилья. Все делается для того, чтобы все русские жители Азербайджана уехали. Кто не уезжает добровольно, тех выгоняют. При случае и убить могут».1382186529_1378467768_r-8-priymak-ob-azerah-foto-brusko

В конце 2011 года из своей бакинской квартиры была вышвырнута русская семья Бруско (см. ксерокопию паспорта) — мама и двое сыновей. Захват квартиры осуществили Заур и Али, двое братьев-бандитов. Сначала братья выкрали и вывезли мать и одного сына, а затем принялись за другого, по имени Алексей. Алексею похитители сказали, что его родные находятся в Москве, и что если он хочет их увидеть, то должен отправиться вместе с Зауром и Али в столицу России. Алексей так и сделал. В Москве братья-рейдеры бросили Алексея без документов и денег, а сами рванули обратно в Баку. Расчет был прост: Заур и Али надеялись, что «этот русский» вскоре закончит свои дни в Москве где-нибудь на помойке среди бомжей, а тем временем братцам-рейдерам можно будет прибрать квартиру Бруско к рукам. Алексей Бруско — гражданин Азербайджана, а посольство АР в России своими оказавшимися в России гражданами фактически не занимается. Точнее, не занимается теми, у кого нет денег и связей. Этот подход посольства АР распространяется на граждан Азербайджана всех национальностей, как титульных, так и «пришлых».

Алексей был бедным и пришлым гражданином АР, так что рассчитывать на родное посольство Азербайджана ему было бы, по меньшей мере, наивно. В этом посольстве и «этническим» отказывают. Камалии Алиевой — этнической азербайджанке, проживавшей с 1995 года в Москве — многократно отказали во въездных документах на родину с мотивацией «Может быть Вы и не азербайджанка, кто Вас знает». Когда Камалию-ханум и ее семерых детей выгнали со съемной квартиры, и та пришла просить в посольстве ночлега, то ее и слушать не стали. Нахамили и спустили с лестницы. Будь у Камалии-ханум деньги или протекция, глядишь, все было бы по-другому.

Война могилам — мир туалетам

Русское присутствие в Азербайджане сводится на нет не только физически, но и духовно. Разрушение «этнически чуждых» могил и памятников стало в толерантном Азербайджане общим местом. В основном, громят все, что связано с армянами, но и русских тоже «не забывают». В конце 90-х годов

азербайджанские вандалы, подогреваемые националистической пропагандой, учинили разгром могил на кладбище аварского поселения Лъебел-Уба (Закатальский район). Кроме армянских могил, уничтожались и русские. Останки умерших людей выбрасывались в реку, а поруганные могильные камни шли на хозяйственные нужды: строительство домов, сараев и т.д. Часть камней вандалы пустили на строительство туалетов. Аварцы из Лъебел-уба тогда пытались остановить вандалов, но те вызвали полицию, а та сгребла аварцев в автозаки и повезла в Баку. «Зачем вы, аварцы, защищаете могилы армянских и русских собак?», — спрашивали тогда у аварцев бакинские чиновники из правоохранительных органов АР.

В конце 2012 — начале 2013 годов в российские СМИ попало село Ивановка, расположенное в Исмаилинском районе АР, родине российского писателя и журналиста Александра Проханова. Вплоть до наших дней в Ивановке функционировал оставшийся с советских времен колхоз, а власть была в руках сельсовета. Исмаилинское районное начальство давило «русское самоуправство» в Ивановке поборами, полицейским нажимом и другими репрессивными мерами. Цель у этого давления была видна как на ладони: исход русских жителей из Ивановки и передача их личного имущества и активов колхоза исмаилинским властям и районному олигарху Эмилю Шахмарданову. В январе 2013 года ивановцы отправились жаловаться на беспредел районных князьков в Баку. На следующий день после их отбытия в Исмаилы вспыхнуло стихийное восстание местного азербайджанского населения против районных властей и бизнес-империи Шахмарданова. Восставшим удалось поджечь принадлежавший Шахмарданову отель. Говорят, что фешенебельная гостиница тогда полыхала ярко и красочно.

Александр Проханов пробовал отстоять права своих земляков еще в конце 2012 года. Он писал письма на имя Ильхама Алиева, одно из которых опубликовал в газете «Завтра». Но, как говорится, воз и ныне там.

Беззубая дипломатия

Из истории с заявлениями посольства АР в РФ и «Организации освобождения Карабаха» можно сделать два вывода.

Первый и самый очевидный: заявления азербайджанских властей о том, что русским гражданам Азербайджана якобы созданы все условия для нормальной жизни — ложь с первого до последнего слова. Даже пронацистские прибалтийские режимы в этом плане куда честнее официального Баку.

Большая часть прибалтийских русских находится в статусе так называемых «неграждан». Проще говоря, им нет прохода ни в госуправление, ни в полицию, ни в армию. Русского жителя Эстонии не возьмут даже матросом на торговое судно. В Латвии квартира, которую занимает русская семья, может быть в любой момент изъята в пользу латышской семьи. Пронацистская государственная идеология стран Балтии сводит в могилу последних эстонских, латвийских и литовских ветеранов Великой Отечественной войны. Мемориальный музей «Саласпилс» власти Латвии в 2007 году едва не сровняли с землей, поскольку он занимает «экономически выгодные» земельные угодья. И т.д. и т.п. Все это, конечно, — ренессанс нацизма. Но ни Вильнюс, ни Рига, ни Таллинн никогда не декларировали любви и уважения к русскому населению Прибалтики. Пронацистски настроенные прибалты оказались куда честнее и порядочнее толерантных и демократичных азербайджанцев.

Второй вывод: Ильхам Алиев, хоть и на словах, но готов публично оскалить зубы за своих сограждан, оказавшихся за рубежом.

Естественно, что Полад Бюльбюль-оглы, намекнувший в своем заявлении на возможность начала в Азербайджане русских погромов, говорил не от себя. Посол любой страны должен озвучивать позицию главы своего внешнеполитического ведомства, и не более того. Министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров также фактически лишен права решающего голоса в главных внешнеполитических делах. Отсюда вывод: Полад Бюльбюль-оглы озвучил в своем заявлении слова и интенции Ильхама Алиева.

Он повторял слова и интенции президента Азербайджана. «Освободители Карабаха» — тем более. Они от себя почти никогда ничего не говорят. Исключения составляют редкие интервью Акифа-бея для азербайджанских СМИ. Для экстремиста, каким представляют Акифа Наги в СМИ Азербайджана, эти интервью на редкость блеклые и даже казенные. Из этого следует вывод: главный «освободитель Карабаха» служит всего лишь рупором Ильхама Алиева и правящей партии «Ени Азербайджан». Устами Наги хозяева Страны огней транслируют народу то, что им самим не позволяет высказать политический этикет. А якобы экстремистский флер, созданный в Азербайджане вокруг Наги и аресты лидера «ООК» — не более, чем дымовая завеса, скрывающая истинный характер отношений Наги с руководством Азербайджана.

А что же МИД России? Спецпредставитель внешнеполитического ведомства РФ Александр Лукашевич вчера заявил, что «заявления азербайджанского представителя о «раздувании в России антиазербайджанской истерии» носят надуманный характер и оснований под собой не имеют». Звучит дипломатично, но на фоне воинственной азербайджанской риторики — совсем беззубо. Практика внешнеполитических отношений Москвы и Баку показывает: каковы слова наших дипломатов, таковы и действия Москвы на азербайджанском направлении.

Отдельный поклон адресуется Акифу Наги. Поете Вы, Акиф-бей, на редкость хорошо. Наверное, у Бюльбюль-оглы уроки брали.

Орхан Искандерзода

«Спектр»