Главный дом альтернативного искусства в Армении — «The New York Times»

338

2Приводим статью журналистки-путешественницы Элизабет Зак, опубликованную в «The New York Times», со значительными сокращениями:

Каждые выходные на вернисаже в Ереване местные жители и туристы осматривают красиво тканые персидские ковры, старинные советские военные медали, самовары, шахматы и замысловатые шкатулки. Это как шаг назад во времени – на базар Шелкового пути.

А через дорогу находится скромное здание, спроектированное в качестве аудитории, когда холодная война подходила к концу, а затем остававшееся пустым некоторое время. Напротив возвышается скульптура Ерванда Кочара 1959 года «Меланхолия», которая словно служит свидетельством политических и экономических кризисов, которые сотрясали Армению после распада коммунизма в регионе почти четверть века назад.

Однако статуя многообещающе указывает на само здание, где с 1995 года находится Армянский центр современного экспериментального искусства. Основанный армянскими эмигрантами, жившими в США, и считающийся многими эпицентром культурной революции и ренессанса в Армении, центр выставляет работы молодых художников-авангардистов и проводит концерты и спектакли в своей большой аудитории.

Среди других начинаний художники центра инициировали и организовали участие Армении в Венецианской биеннале в 1995 году и продолжали делать это в течение восьми лет. А учредители центра намерены ввести независимую программу обучения для выпускников учебных заведений в области искусства и архитектуры, по образцу такой же программы в Музее американского искусства Уитни в Нью-Йорке.

Для города с населением около одного миллиона художественная репутация и отпечаток Еревана был заметен в прошлом веке. В 1972 году Советский Союз создал свой первый музей современного искусства именно здесь. Национальная художественная галерея города демонстрирует третью по величине коллекцию европейских мастеров в бывшем Советском Союзе, в том числе работы Родена, Рубенса и Тинторетто. А сам Ереван источает особую элегантность прошлого с его зданиями 19-го века из туфа мягких тонов вдоль его зеленых бульваров.

Помимо этого центра с его нацеленностью на экспериментальное искусство, здесь находится также Центр искусств Гафесчяна. Открытый в ноябре 2009 года центр имеет обширную коллекцию современного искусства и искусства стекла, а также произведения Марка Шагала и Джона Алтуна, у которого армянское происхождение.

И все же, несмотря на художественный пыл Еревана, когда Эдвард Баласанян и его жена Соня решили открыть центр современного экспериментального искусства, они ожидали и столкнулись с сопротивлением. Эдвард Баласанян отметил: «Представители определенных кругов искусства, а именно некоторые художники, учившиеся в советское время, а также большинство членов Союза художников Армении до сих пор либо не понимают мотивы центра, либо отвергают его проекты».

Баласаняны являются частью глобальной армянской диаспоры из восьми миллионов человек. Они оба родились и выросли в Иране, однако убежали из страны в 1979 году после Исламской революции и в конце концов поселились в Нью-Йорке. Но, когда Армения провозгласила свою независимость от Советского Союза в 1991 году, архитектор и специалист по городскому планированию Эдвард Баласанян и его жена, художник и поэт, которая выставляла свои работы на крупнейших площадках в США и Европе, в том числе в проектном зале Музея современного искусства в Нью-Йорке, с большой готовностью вернулись на родину.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here