Правозащитники озабочены тем, что в Турции опубликован список журналистов иностранных изданий

49

Правозащитники озабочены тем, что в Турции опубликован список журналистов иностранных изданий

Турецкий проправительственный аналитический «Фонд политических, экономических и общественных исследований» (SETA) подвергся в минувшие выходные резкой критике после публикации списка журналистов, работающих в Турции на иностранные медиа-компании, в том числе и на «Голос Америки». Отчет осудили многие турецкие журналистские ассоциации и профсоюзы.

Авторы 202-страничного отчёта под названием «Ответвления международных медиа-организаций в Турции» проанализировали публикации об экономических и политических процессах, которые были сделаны турецкоязычными службами международных новостных организаций – «Голоса Америки», Би-би-си, «Немецкой волны» и российского государственного информагентства «Спутник». В отчёте утверждается, что публикации в этих СМИ однобоки и «несправедливы» по отношению к турецкому правительству.

В SETA утверждают, что отчет, составленный командой в составе трех исследователей, «ставит своей целью понять, как Турция изображается в мировом медиа-пространстве».

Отчёт состоит из нескольких разделов, каждый из которых посвящен той или иной медиа-организации. В каждом разделе присутствует общая информация о СМИ, а затем говорится о том, в каком тоне издание сообщало об основных новостных поводах – таких, как попытка военного переворота в Турции в 2016 году, операция против участников движения Рабочей партии Курдистана, военное вторжение Турции в Сирию и экономический кризис в Турции.

Помимо этого, в отчёте содержится список журналистов, которые живут в Турции и работают на иностранные СМИ – включая посты, опубликованные на их страницах в социальных сетях и их публикации в различных изданиях. Авторы отчёта даже составили «карту связей» с указанием прежних мест работы журналистов. Из неё следует, что большинство репортеров, которые сейчас работают на иностранные издания, раньше были трудоустроены в газетах и на телеканалах, критично настроенных в отношении турецкого правительства. На основании этого авторы доклада делают вывод об ангажированности и предвзятости журналистов.

Публикация отчёта вызвала волну критики со стороны журналистского сообщества. Профсоюз турецких журналистов в понедельник подал иск о возбуждении уголовного дела в отношении SETA. В иске говорится о том, что аналитический центр тесно связан с правящей Партией справедливости и развития, которую возглавляет президент Эрдоган. Организация «Репортеры без границ» выпустила заявление с осуждением отчёта. В нём говорится, что отчёт вывел «преследование журналистов иностранных изданий на совершенно новый уровень».

Отдельные заявления в связи с отчётом также выпустили «Немецкая волна» и Турецкая служба Би-би-си.

По словам директора SETA Хасана Басри Ялчина, организация по-прежнему уверена в необходимости раскрытия подобной информации. «Никто не имеет права называть отчёт, основанный на открытых источниках, меморандумом или составлением реестра. Попытка исследования структуры турецкой медиа-индустрии вполне законна», говорится в твите Ялчина.

Турция находится на 157 месте из 180 стран мира в рейтинге свободы прессы, составляемом организацией «Репортёры без границ». На сегодня в турецких тюрьмах находятся 135 журналистов.

«Голос Америки»