Домой Аналитика Проблема Карабаха — проблема России. часть2

Проблема Карабаха — проблема России. часть2

908
0

g_image.phpДва слова о талышах. Данные востоковеда В.Миллера: «В Ленкоранском районе талыши составляли 86,3 процента, в Зувандском районе — 82,4 процента, в Астаринском — 86 процентов, в Массалинском — 80 процентов». Это было в 1962 году. А теперь посмотрите, что с процентами произошло через восемь лет: «Согласно переписи населения 1970 года, в республике не было ни одного представителя этого древнего народа». У меня был приятель талыш по фамилии Талышинский. Вот что он говорил о той «зловещей переписи»: «Знаете, как это страшно — пережить настоящий геноцид на бумаге. Вроде ты продолжаешь жить, веришь в Аллаха, а тебя нет в истории. Твои предки были талышами, а теперь нас перекроили в так называемых «турко-азеров».

Если бы Вы знали, какое количество таких вот ужасных аргументов есть в моих тетрадях и книгах. Данные эти больше всего нужны Вам, Владимир Владимирович. России нужны. Эти аргументы показывают, как создавалась на нашей общей территории новая турецкая республика, выведенная на периферию. Собственно, сегодня никакая она уже не периферия. Вы думаете, случайно Турция, используя Сталина еще в 1921 году, добивалась того, чтобы передать новосозданному Азербайджану Нахиджеван «без права передачи третьей стороне?» Не случайно и то, что вскоре, подложив мягкую подушку под голову шахиншаха Ирана, приобрела (за огромные средства) кусочек территории по правому берегу Аракса. Таким образом, она обрела примерно десятикилометровую границу с Нахиджеваном. И думаете, случайно Алиев, когда был первым заместителем предсовмина СССР, курирующим, кроме всего прочего, и транспорт, хотел провести «свою дорогу» от Нахиджевана, так сказать, к материковому Азербайджану. Это ведь только для того, чтобы отрезать Армению (и Россию тоже) от Ирана. Вовсе не случайно и то, что турецкий премьер Мегринский район, связующий Армению с Ираном, назвал «Проклятым клином». Как не случайно и то, что небезызвестный Пол Гобл предлагал отдать Карабах Армении взамен на этот самый «Проклятый клин». Не думаю, что меняющие друг друга главы Минской группы по карабахскому урегулированию в курсе всего того, о чем я говорю.

Не случайно и то, что медленно, но верно избавлялись от так называемых малых народов. Поговорим в этой связи о курдах. «Мусульманский мир молчит сегодня, видя, как азербайджанцы с помощью различных уловок, обманом стремятся «присвоить» четверть миллиона курдов-мусульман. Почему с курдами такое же не происходит в Армении и Грузии? Ведь эти республики, подобно Азербайджану, входили в ту же социально-экономическую систему. К примеру, в Армении для курдов существуют школы, центр курдологии, отделение Союза писателей, издательство, выходит газета. Официальные власти Азербайджана используют факт мусульманского вероисповедания курдов в целях ассимиляции, то есть геноцида. Национальную принадлежность они сознательно заменяют религиозной, присваивая таким образом целый народ», — писал известный курдский ученый Шакро Мгон.

Скажите, пожалуйста, Владимир Владимирович, ну как после всего этого Вы вместе с коллегами по Минской группе можете хоть на один миг Карабах отдать Турции?! Неужели не ясно, что произойдет в тот же час с Карабахом и с Россией — через некоторое время?!

Жизнь давно показала, к какой чудовищной катастрофе целых народов подвело святотатственное осквернение сути, смысла, гуманизма Гюлистанского договора, к которому даже проигравшая сторона, особенно годы спустя, относилась и философски, и стратегически выверенно. Россия укрепила свои границы, имея такой оплот, как Армения. Иран же, по существу, избавился от той территории, которая была нашпигована вековыми врагами.

Посмотрите, с каким упорством турки и азербайджанцы просто оскверняют итоги Гюлистанского и Турменчайского договоров. Делают они это цинично. И цинизм этот продолжается по сей день. Дабы узаконить свою фальшивую историю, да еще, повторяю, удревнить ее, Алиев-старший (это происходило при Ельцине в 1998 году, когда Вы были директором ФСБ) принял карикатурный закон о… геноциде азербайджанцев. И даже специальный день придумал — 31 марта. Собственно, почему бы нет? У армян и евреев есть такой день. Почему не быть и у них. И знаете, кто, оказывается, по Алиеву, осуществил это «преступление», возведенное в ранг государственной политики своей страны? Россия. Правда, Алиев считает, что тут дело рук и армянских шовинистов. Представьте: горячий песок пустыни Тер-Зор — весь красный от армянской крови, полтора миллиона зверски убитых армян, миллионы беженцев лишились не просто крова, а родины, и вдруг в это самое время армяне осуществляют геноцид, правда, несуществующего пока еще народа. И дабы действительно удревнить себя и чтобы при этом выглядеть хоть чуть правдоподобным, Алиев углубляется во времени, обвиняя Россию во всех смертных грехах. Тут больше всего досталось и Петру Первому, и Екатерине Второй, и Александру Первому, и Николаю Первому, и, конечно, в целом России и Ирану. Черным по белому написано в документе: «Северная часть Азербайджана была завоевана (? — З.Б.) Россией, южная его часть оказалась (? — З.Б.) под правлением Иранского государства». И это уже не банальное вранье. Это — типичная турецкая политика.

Владимир Владимирович, настоятельно прошу Вас, найдите пять минут времени, прочтите этот бред о так называемом геноциде азербайджанцев, и тогда Вы убедитесь, что сегодня в той же тональности, таким же слогом распространяются по белу свету абсурд и провокация под названием «Ходжалу». С каждой книгой, издаваемой на многих языках мира о Ходжалу, придумываются новые эпизоды, сюжеты, новые цифры жертв, число которых уже дошло до десяти тысяч. 25 марта 1989 года я был избран народным депутатом СССР от Аскеранского национально-территориального округа, куда входил поселок Ходжалу, уже тогда превращенный в огневую точку. Так вот, количество избирателей в Ходжалу, где жили только азербайджанцы, тогда было всего около 800 человек. Кстати, за два месяца до выборов, 15 января 1989 года, проводилась перепись населения в СССР, так что все это можно проверить. Первые провокационные публикации о Ходжалу появились в Турции, которая всегда опережает события. О том, что на самом деле происходило в огневой точке — Ходжалу и его окрестностях, можно прочитать в «Независимой газете» от 4 апреля 1992 года. Автор — не кто-нибудь, а тогдашний президент Азербайджана Аяз Муталибов.

Обратили ли Вы внимание, Владимир Владимирович, что после путча, после последнего, V съезда народных депутатов СССР тогдашний президент Турции Тургут Озал уже в открытую поспешил нанести визиты во все мусульманские союзные республики и автономные образования, создавая свои посольства при еще действующей Советской власти. Тогда же легально, в открытую хлынули турецкие толпы в Россию. Прямо-таки начался «Синдром Византии». Так было в 1453 году в Византии, где без особых хлопот хозяевами огромной империи стали турки. В голодной и холодной России начала 90-х вдруг появились целые бригады «дешевой» рабочей силы из Турции. Ибо в это время постсоветская, точнее, лужковская Москва стала капитально перестраиваться на новый лад, ничего общего не имеющий с традиционной русской архитектурой. Тогда я часто думал о том, что было время, когда строительную и архитектурную работу в России проводили и армяне. Здесь в самый раз вспомнить великого выразителя русского национального духа, поборника русского национального искусства, великого деятеля русской культуры Владимира Васильевича Стасова. Утверждая, что армяне и грузины пришли в Россию не с пустыми руками, он писал: «…армянское и грузинское искусство имело в известную эпоху сильное влияние на русское искусство в пору его формирования, и в настоящее время невозможно, изучая первые эпохи русского искусства, по части архитектуры или художественной орнаментистики, а отчасти и живописи оставлять в стороне искусство армянское и грузинское…»

И вот сейчас строили новую Москву по принципу — кто больше заплатит и кто дешевле построит. Границы с Турцией были для этой цели открыты настежь. В той огромной армии были не только строители. И финансовые расходы на турецких отходников брали на себя не какие-нибудь там строительные фирмы, а… турецкие образовательные фонды, которые финансируют лицеи в России. Речь идет о чисто турецких фондах «Уфук», «Серхат», «Торос», «Толеранс», «Эфляк» и других, являющихся структурными подразделениями исламской религиозно-экстремистской секты «Нурджалар» пантюркистского толка.

Нетрудно догадаться, почему этот зловещий план пантюркизма начал разрабатываться и претворяться в жизнь именно в 1993 году. Это был, как известно, год невероятного раскола и хаоса в российском обществе. И, пользуясь ситуацией, суетой, суматохой, пантюркисты именно в 1993 году провели в Бишкеке съезд тюркоязычных народов, проживающих на территории бывшего СССР. И там абсолютно открыто говорилось о действенном намерении Анкары (не Ирана, не Исламского конгресса, не каких-то исламских религиозных организаций, а только и только Анкары, Турции, пантюркизма) распространить свое влияние на мусульманские регионы России.

С уверенностью могу сказать, что ни один из мусульманских народов, веками живущих в России, не выступал против России, против христиан. Если что-то и было, то, как правило, организованная провокация извне — «Серые волки», «Партия националистического движения», «Домашний очаг Туран» и т.д. Об этом хорошо знают армяне. В Армении, по существу, никогда не приживется ни антисемит, ни антиисламист, ни ярый космополит. Тысячелетиями находясь на перекрестке караванных дорог, мы вбирали в себя разную философию, разную культуру, что делало нас толерантными. Вот уже более четырех веков в Иране мирно и дружественно соседствуют мусульманская мечеть и Армянская Апостольская Церковь. То же самое можно сказать о взаимообогащающей культуре, литературе, издательском деле, спорте и даже политике. Вот уже более ста лет искренне и сердечно армяне выражают глубокую благодарность мусульманам всего Арабского мира, Северной Африки, Средней Азии, Северного Кавказа и Поволжья за братский приют, за гуманизм, за человеческую помощь, оказанную нашим соотечественникам, чудом спасшимся во время геноцида в Турции. Подчеркнем: в мусульманской Турции.

Именно поэтому недопустимо делать какие-либо обобщения: пантюркизм — это не суть религия. Это политика фашистского толка. Не случайно Гитлер, отправляя своих головорезов в августе 1939 года в Польшу, успокаивал их: «Кто сегодня помнит о резне армян в Турции?» И если немецкий народ нашел в себе моральную силу и покаялся перед евреями, то Турция ничего подобного никогда не сделает. Мало того, она все последующие десятилетия продолжала осуществлять геноцид армян не только в Сумгаите и Баку, но и на всей исторической армянской территории, которую, вспомним слова Солженицына, «отрезали» к новосозданной республике, «провизорно» (то бишь временно, предварительно) названной Азербайджаном. Ататюрк первым вывел формулу: «Турция и Азербайджан — один язык, одна вера, одна кровь». Десятилетия спустя премьер-министр Турции Демирель скажет, находясь в Баку: «Братья по вере, братья по языку, братья по крови». Еще годы спустя Алиев-старший скажет несколько иначе: «Один народ, два государства». И добавит: «пока».

Неужели непонятно, что создана еще одна Турция, и по отношению к армянам и другим соседям она ведет себя как Османская Турция. И нужно ли удивляться, когда Алиев-младший в праздничной, торжественной обстановке на глазах у всего мира встречает с цветами и обнимает палача, который топором отрубил голову спящему человеку только потому, что по национальности тот армянин. Вы же по долгу службы не раз слышали о том, что президент Азербайджана собственноручно вычеркивает из «своих» энциклопедических словарей все армянские названия и термины, что он, презрев все предупреждения ЮНЕСКО, сравнял с землей остававшиеся еще после отца все церкви и хачкары и после всего этого цинично заявляет Минской группе по карабахскому урегулированию, что лично гарантирует широкие полномочия армянам Карабаха. То же самое говорилось Турцией в 1921 году в Карсе об армянском Нахиджеване, где сегодня не осталось ни одного аборигенного армянина, ни одной церкви, ни одного хачкара.

…Многоуважаемый Владимир Владимирович, вновь избравшись президентом России, Вы вновь возглавили государство — сопредседателя Минской группы ОБСЕ. То и дело мы слышим о том, что, мол, пора уже «что-то» предпринять. Хотелось бы посоветовать Вам: не торопитесь (вместе с президентами США и Франции) сделать непродуманный до конца, не рассчитанный до конца шаг. Когда подходишь к краю пропасти, необходимо сделать самый трезвый спасительный шаг. Это — шаг назад. Подумайте о послезавтрашнем дне. Не забывайте, что зимой бывает холодно. Это не примитивизм. Это нормальное чувство беспокойства за завтрашний день, за будущее. Нечто подобное слышал от мудрых корякских старцев в камчатской тундре, о которых написал множество рассказов и повестей. Даже стомиллиардный товарооборот (Россия — Турция) не должен притуплять чувство мудрости, чувство беспокойства за завтрашний день и осознание того, что правители нуждаются в мудрецах больше, чем мудрецы в правителях.

Двадцать лет прошло со времени учреждения Минской группы. Даже чуть больше. И все это время каждое новое поколение президентов России, США и Франции тщетно пыталось разобраться в абсурдной, в данном конкретном случае, дилемме «самоопределение» и «территориальная целостность». Ну «самоопределение» еще понятно. Но кто определял исторические границы союзных республик? В едином государстве они были, как уже говорилось, условными. Ведь Заключительный акт Хельсинкских соглашений от имени всех республик, от имени всего СССР в августе 1975 года подписал один человек — Л.И.Брежнев. Так что если уж говорить о территориальной целостности, то речь пойдет исключительно о территории всего СССР в 22 миллиона 400 тысяч квадратных километров, куда входили все 15 республик. И, для того чтобы позволить себе говорить об истинной территории любой республики, в том числе и РСФСР, Армении, Азербайджана, нужен, по сути, если можно так выразиться, новый «Хельсинки».

В этой связи, многоуважаемый Владимир Владимирович, простите уж за этакий перебор, посоветовал бы Вам задуматься над одним поистине сакраментальным вопросом: как все-таки так получилось? После всего того, что совместно пережили русский и армянский народы, вдруг у нас нет общих границ. Невероятно это. Только в первой четверти XIX века более 200 тысяч ваших и наших предков отдали свои жизни за то, чтобы объединиться, за то, чтобы укрепить «Южное направление». Очень часто их хоронили в общих братских могилах. Там были наверняка и ваши, и мои предки.

Я глубоко убежден, что в создавшейся очень непростой ситуации логика, сотканная из нитей трезвости, настоятельно обязывает Вас, Владимир Владимирович, и Ваших коллег по Минской группе сделать один, действительно мудрый шаг — в прямом и буквальном смысле слова. Взять и посетить Карабах, посетить освобожденные районы, потрогать руками уникальный храм Амарас, где в двадцатые годы служил старшим священником мой прадед Ованес, который стал, как и мой отец, жертвой сталинщины. Храм был воздвигнут в IV веке внуком первого Католикоса Всех Армян Григора Просветителя, благодаря которому Армения в 301 году первой в мире приняла христианство как государственную религию. Если же Вам и Вашим коллегам покажется, что храм IV века — это уж слишком далеко во времени, то предлагаю посетить другой уникальный храм, Дадиванк — это уже VI век. Если и это слишком далеко в глубине веков, то можете посетить шедевр мировой храмовой архитектуры XII века — Гандзасар, откуда, можно сказать, первый армянский дипломат Исраэл Ори в самом конце XVII века отправился к Петру Первому. Можно еще поближе во времени — Храм Христа Спасителя в Шуши. Строительство было начато в 1868 году при попечительстве Александра Второго и при патриаршестве Католикоса Всех Армян Геворга IV, а завершено при Александре III и Католикосе Маркаре I в 1887 году. Можете успеть и к открытию Кафедрального собора в Степанакерте, строящегося на месте церкви, разрушенной в 1930 году — в год, когда Сталину торжественно вручили удостоверение номер один члена общества атеистов. Но главное — встретиться с карабахцами, предки которых воевали в Гюлистанском крае в начале XIX века и которые имеют прямое, так сказать, кровное отношение к живой истории Гюлистанского договора. А посему мы имеем историческое право пригласить Вас в Арцах, Гюлистан.

…Примерно полтора века назад, можно сказать, Ваш коллега, премьер-министр Англии Бенджамин Дизраэли вывел короткую и очень мудрую формулу: «Справедливость — это истина в действии». А настоящую справедливость трудно представить без закона и тоже в действии. Без суда. Кстати, Владимир Владимирович, у армян словосочетание «Министерство юстиции» буквально переводится как «Министерство справедливого суда». И, возвращаясь к нашей теме об исторической истине, которая должна быть конкретной, я вижу справедливый выход из, казалось бы, фатальной ситуации, в которой все мы оказались, — в справедливом суде над организаторами и исполнителями Геноцида армян в Сумгаите и Баку. Напомню: судебные процессы проходили в Москве и других городах СССР. Однако до сих пор неизвестно, кто дал команду прекратить судебные слушания. Невероятный цинизм был и в том, что вскоре все убийцы были освобождены и возведены в Азербайджане в ранг национальных героев.

Трагедия жертв Сумгаита и Баку еще и в том, что почти все они были потомками или бывшими жителями Карабаха. Это люди, потерявшие свою родину, которая не сегодня-завтра, если ничего не предпринять, станет турецкой. И тогда (это, может, самое важное в моем открытом письме) границы России пройдут по родной моему сердцу Рязанской области (я окончил Рязанский медицинский институт). Этого опасаются и иранцы, которые уже в открытую угрожают Баку пересмотром Гюлистанского и Туркменчайского договоров. Депутат парламента от провинции Урмия официально предупредил лидеров Азербайджана (который, по их словам, существует всего 22 года — с 1991 года), что если они не откажутся от своих антииранских действий, то парламент пересмотрит оба договора. И добавил при этом: «Если провести референдум среди азербайджанских жителей, которые были отделены от Ирана согласно условиям Гюлистанского и Турменчайского договоров, то они проголосуют за то, чтобы вновь войти в состав Ирана. А причина одна: «Только бы, в случае чего, не оказаться в Турции».

Владимир Владимирович, очень прошу Вас, давайте, положа руку на сердце, искренне и открыто задумаемся над дилеммой — о каком таком компромиссе может пойти речь, если вдруг завтра Минская группа решит наконец сказать свое окончательное слово. Ведь по логике исторической истины, говоря о подлинном компромиссе, надо в нашем конкретном случае иметь в виду и весь армянский Нахиджеван (всю автономную республику), Шаумяновский район, Елизаветопольскую губернию, легендарное село армянских маршалов и генералов Чардахлу и многие другие регионы. Неужто кто-то, фатально разводя руками, скажет, что в Нахиджеванской автономной республике нет уже армян, а посему и нет проблемы? Опять вспомним Сталина: «нет человека — нет проблемы».

Призадумайтесь, пожалуйста: на территории бывшего СССР нет ни одного автономного образования, вплоть до малых национальных округов, где коренное население перестало существовать. Это произошло исключительно только в Азербайджане. Больше нигде. И в связи с этим — о какой такой территориальной целостности идет речь, если, как мы уже знаем, до Октябрьской революции не было никакого Азербайджана? Неужели не ясно, что в список всех компромиссов надо включить все армянские территории, которые незаконно входят в состав искусственно созданной союзной республики? Что касается конкретно Карабаха, то нельзя слепо находиться в плену чудовищной провокации Сталина, который буквально силой пересмотрел решение Кавбюро ВКП(б) 4 июля 1921 года и 5 июля цинично «отдал» Карабах Азербайджану. Это же документ с именами, фамилиями. Факт. Это истина.

Грешно и опасно полагать, что, мол, ничего не поделаешь. Дескать, все это было в далеком прошлом. Подумайте, пожалуйста, об обозримом будущем. Мне иногда кажется, что это к Вам, к Вашим коллегам по Минской группе обращается из глубины шестнадцати веков великий историк, автор книги об Аварайрской битве, где ценой крови армянский народ сумел сохранить христианство, епископ Егише со словами: «Память о прошлом — это дозорная вышка, с которой хорошо видно будущее».

И все-таки посетите Карабах, где каждая гора — словно дозорная вышка Егише. Поднимитесь хотя бы на Гандзасар — и Вы увидите будущее. Кстати, о горах Карабаха. Это ведь еще один коварный умысел Сталина — назвать Карабах в «своей» Конституции только Нагорным. Так легче и «логичнее» проводить нелепые границы, чтобы отрезать весь Карабах от его огромных низменных территорий. Знаете ли Вы, что аборигены, хозяева всей Елизаветопольской губернии, Гюлистанского края и многих регионов говорят на карабахском наречии? И на всей этой огромной территории азербайджанцами в советское время, повторяю, снесены тысячи армянских храмов и церквей, разорены и снесены тысячи кладбищ, миллионы хачкаров и надгробных камней использованы как стройматериал. Но, Владимир Владимирович, земля-то осталась армянской. В ней суть и душа нашего народа. Она состоит из душ и многомиллионных конкретных именных прахов моих предков. В Иране, например, по крайней мере никто святотатственно не осквернял землю нашу, дух предков наших. Совершая кругосветное плавание на яхте «Армения», я видел сотни армянских кладбищ за пределами Армении, в том числе и в мусульманских странах. Они трепетно охраняются государством.

Что же касается нынешних отношений России, Республики Армения и Нагорно-Карабахской Республики с собственной Конституцией, в которой четко определены ее сегодняшние границы, мы должны четко осознать: главное — не нарушать священные принципы наших предков, которые за долгие и многотрудные века выработали волшебную совместную заповедь «Цена любви — любовь». При этом всегда помня, что в дружбе важнее, честнее, ценнее всего — любить, нежели быть любимым. Об этом хорошо и действенно знали великие сыны русского и армянского народов, настоящие друзья и соратники Александр Грибоедов и Хачатур Абовян.

Я уверен, Владимир Владимирович, что Вы с осознанным критическим пониманием отвергаете всякого рода циничные толкования о том, что Армения со своей, видите ли, «арифметической немощью» никуда не денется, мол, что скажем, то и сделает. Историческая истина реально показывает, что спасительная взаимозависимость у нас была всегда. А сегодня — как никогда.

Вы верно отметили: «Попытки исказить историческую истину могут иметь серьезные последствия». При этом давая понять, что искажение истории приводит к патологической путанице в головах новых поколений. И вот здесь Вы добавляете самое главное: «По сути, могут быть подвергнуты сомнению ключевые принципы современного мироустройства. Здесь кроются очень опасные угрозы, причем с непредсказуемыми последствиями». Я с Вами абсолютно согласен, ибо речь в конечном итоге идет, как говорил Собчак, о проблеме России, а для меня — и о проблеме Карабаха. И, конечно, никогда нельзя, даже грешно обходить стороной истину. Ибо если обойдешь, то не миновать беды, которая, как известно, всегда настигает нас по нашей собственной вине.

Надо набраться мудрости и мужества и положа руку, как говорил Жан-Жак Руссо, на «правдивое сердце», честно признаться в том, что распад нашей общей страны начался на заре Октября с нарушения Гюлистанского и Туркменчайского договоров. Уже тогда переписывали историю, не зная, что слишком высока цена и мера исторической истины, не терпящей искажения. И учитывая, что, как сказал все тот же Руссо, «путь к истине один», нужно нам всем вернуться на ту единственную дорогу, которая взяла свое начало с Карабахского Гюлистана. Договор, повторяю, был подписан на вечные времена. А у Времени, в отличие от Пространства, есть только одно измерение — от прошлого к будущему и без конца напоминающее нам: «Если вы действенно не думаете о будущем, то его у вас просто не будет».

В конце 50-60-х годов мое поколение зачитывалось книгами классиков западной литературы, которых в школе не проходили. Обменивались книгами, становясь в очередь. Чувствовали себя ущербными, если не успевали прочитать, скажем, Эриха Марию Ремарка или Эрнеста Хемингуэя. Их было много — классиков. Но глубже всего я лишь вобрал в себя Голсуорси. Еще до того как на экранах появилась трилогия «Сага о Форсайтах», мы читали его романы. С тех пор я не возвращался к Джону Голсуорси. Однако сохранилась, как говорится, на всю оставшуюся жизнь одна обязывающая к действию короткая, но емкая фраза. Я записал ее в блокнот полвека назад на Камчатке, где работал врачом целых десять лет. И я очень хочу, чтобы Вы тоже запомнили совет мудрого Голсуорси: «Если вы действенно не думаете о будущем, то у вас его не будет».

Учитывая, что слишком высок авторитет моего адресата, я решил сверить цитату с оригиналом. Выяснилось, что у Голсуорси нет слова «действенно». Не корите меня, Владимир Владимирович, я же полвека назад не знал, что когда-нибудь использую мудрую цитату автора «Острова фарисеев». Просто я искренне убежден, что Джон Голсуорси согласился бы со мной в том, что думать о будущем надо только и только действенно. Тем более, когда речь идет о судьбе Родины.

С искренним уважением

Зорий БАЛАЯН

P.S. Из опыта знаю, что сразу после обнародования настоящего письма руководство Азербайджана непременно в качестве своего аргумента опять приведет мою книгу «Очаг» (1981 год), кстати, посвященную 150-летию присоединения Восточной Армении к России. В книге той, к примеру, я рассказываю, как азербайджанцы в советское время полностью разрушили все армянские населенные пункты, все армянские памятники, в том числе и в самом Нахиджеване. Стерли с лица земли гордость армянской архитектуры — город Агулис, в котором со времен Месропа Маштоца возводились более десяти уникальных храмов и церквей. И об Агулисе я подробно писал, не скрывая боли. Все экземпляры «Очага» в Баку сожгли публично. Пример этот привожу потому, что спустя три десятилетия в том же Баку сжигали книгу уже азербайджанского писателя Акрама Айлисли, по иронии судьбы опять же за эпизод о трагедии армянского города Агулис.

…Не верьте, если в откликах скажут, что я взорвал бакинское метро и что нахожусь в международном розыске. Генеральный секретарь Интерпола Рональд Нобл официально извинился передо мной за свою вину, за то, что с самого начала внимательно не проверил фальсифицированные документы.

…Не верьте, если Вам скажут что я написал некую книгу с описанием жутких зверств (приводят название ее, издательство, страницы, даже множество цитат в кавычках, и все это — в интернете). Регулярно озвучивают в Баку страницы «моей» книги за рубежом, с трибуны ПАСЕ. Ссылаются на страницы из несуществующей «моей» книги. Это безнаказанно продолжается долгие годы. Я абсолютно уверен, что человечество когда-нибудь возьмется за интернет. Но это другой разговор. А пока многие, наверное, верят в эту ахинею. Попросите, пожалуйста, пусть покажут Вам хотя бы один экземпляр этой писанины. Обо всем этом я написал статью «Клевету побеждают только презрением» (это я взял у мудрой женщины — Франсуазы Монтенен — воспитательницы детей французского короля Людовика ХIV) в московском издании «Политика» и в «Литературной газете». Разумеется, никакого ответа от клеветников. Год-два помолчали и снова разместили ту же ахинею в интернете.

Перечень подобных «аргументов» можно продолжать долго.

…Простите меня, многоуважаемый Владимир Владимирович, еще раз за такой вынужденно огромный объем письма. Простите за беспокойство. Очень хочется верить, что Вы поймете меня. Я не мог молчать.

С искренним уважением

Зорий БАЛАЯН

Зорий БАЛАЯН