Домой В мире Предсказания Путина начали сбываться

Предсказания Путина начали сбываться

570
0

75462Половина россиян считает, что «холодная война» между Россией и США может возобновиться. Многие — что уже идет

Почти половина наших граждан — 46% — признает вероятным возобновление «холодной войны» между Россией и США. Об этом свидетельствуют данные нового социологического исследования, подготовленного экспертами Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).

Причем c 2009-го – года, когда был дан старт так называемой «перезагрузке» российско-американских отношений, число респондентов, верящих в возможность прежнего противостояния между нашими странами, увеличилось на девять процентов.

Еще меньший оптимизм демонстрируют пользователи социальных сетей: 45% блогеров считают, что «холодная война» уже идет, и еще 35% допускают такой сценарий в будущем. Интересно, что в обострении российско-американских отношений пользователи соцсетей винят в основном политиков США (70%) и куда реже их российских коллег (11%).

Главной проблемой в отношениях России и США наши соотечественники назвали решение по бывшему сотруднику ЦРУ Эдварду Сноудену (9%). Среди менее популярных «проблем» — борьба за влияние в мире (6%), ситуация на Ближнем Востоке (6%), военные вопросы и разногласия в политических курсах (по 5%).

Соответствую ли данные ВЦИОМ реальному состоянию дел в российско-американских отношениях? Можно ли говорить, что «кнопка перезагрузки» действительно отключилась? И последует ли за этим усиление конфронтации до уровня «холодной войны»?

Специалист по политике США и Латинской Америки, политолог Алексей Черняев, например, убежден, что российско-американские отношения развиваются как раз в позитивном векторе:

— Я абсолютно не согласен с теми, кто говорит о какой-то «холодной войне». Потому что начавшееся урегулирование сирийского кризиса показало, что, наоборот, пик негатива между США и Россией уже пройден. На самом деле эти отношения сейчас стали постепенно выходить на улучшение, и мы видим, как наши страны восстанавливают определенное взаимодействие. К тому же, можно заметить, что резко стихла вся та проблематика, которую продвигала российская оппозиция: как-то – список Магнитского, сиротский закон и тому подобные инициативы, вызывавшие еще год назад ощутимое напряжение между нашими странами.

«СП»: — Однако Сноуден, судя по всему, не забыт.

— Если посмотрите внимательно, то и Сноуден на самом деле стих. Разоблачения от его имени фактически прекратились. То есть после его громких заявлений о зашитом коде в американских программных продуктах, мы уже давно ничего не слышали. По Сноудену, я так понимаю, стороны наши некое взаимоприемлемое решение, в итоге – ни те, ни другие не потеряли своего лица. То есть, если мы на всю ситуацию посмотрим, то увидим, что пик негатива в российско-американских отношениях (повторюсь), в общем-то, пройден. И тут надо говорить уже о перезагрузке «перезагрузки», в свою очередь. Фактически мы выходим на какую-то, возможно, новую повестку в отношениях сторон.

«СП»: — Что тогда послужило толчком к сближению позиций, на ваш взгляд?

— Все, на мой взгляд, достаточно просто. Во-первых, это заинтересованность лично Обамы и его окружения в том, чтобы не допустить втягивание Америки в очередную большую войну на Ближнем Востоке, куда усиленно пытались затащить его политические противники внутри самих США и некоторые страны-союзники. Обама, собственно говоря, заинтересован в мире на Ближнем Востоке и в урегулировании давнего американо-иранского конфликта. К тому же, у США масса домашних проблем, и для них это не самое удачное время для активной наступательной внешней политики. Плюс, из администрации Обамы ушли те люди, которые занимали наиболее критическую позицию по отношению к России. Мы видим, что Хилари Клинтон и ее люди фактически полностью дистанцировались от Белого дома и не оказывают влияния на текущий политический курс администрации президента США.

«СП»: — Но ведь именно Хилари Клинтон в свое время запустила «перезагрузку»…

— Тем не менее, Клинтон – это политик, который в гораздо меньшей степени приемлем для нашей страны, чем Обама. Хотя бы в силу того, что она неоднократно крайне критически (можно сказать, даже в хамском стиле) высказывалась лично о Путине в том смысле, что у него нет души как у бывшего кэгэбэшника. Поэтому, скажем так, в качестве партнера для переговоров с вернувшимся в Кремль Путиным она подходит как раз совсем мало. По-настоящему перезагрузка устраивалась под Дмитрия Медведева. И в ее подоплеке было определенное представление о том, что в России происходит некая политическая либерализация. Как мы видим, к настоящему времени эта концепция себя исчерпала. В том числе и потому, что в России произошла не либерализация,а нечто противоположное. События пошли по совершенно другому сценарию.

«СП»: — Как долго продлится нынешний процесс взаимного сближения?

— До выборов в Конгресс США, которые состоятся в ноябре 2014 года, вряд ли мы можем ждать серьезного ухудшения в наших отношениях. Тем более что на следующий год запланирован вывод американских войск из Афганистана, что чрезвычайно беспокоит российскую сторону. И подталкивает Россию и США к сотрудничеству на этом направлении.

Столкновением геополитических интересов объясняет противостояние между нашими странами руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ Борис Шмелев:

— Отношения России с Соединенными Штатами на протяжении последних двадцати лет в целом характеризуются определенной напряженностью. Были краткосрочные периоды, когда эта напряженность уменьшалась, но в общем все-таки, как мне кажется, доминирующей тенденцией являлось нарастание этой напряженности. А фундаментальная причина этой напряженности заключается в том, что США не желают видеть Россию в качестве самостоятельного центра политической силы в мире и считают, что она должна подчиниться тем правилам игры, которые навязывают миру Соединенные Штаты Америки. Иными словами, здесь происходит столкновение геополитических интересов. При том, что, скажем, во времена Джорджа Буша личные отношения Путина и Буша были неплохими, межгосударственные отношения характеризовались напряженностью. Об этом в свое время высказался и сам президент России в своей известной тогда «мюнхенской речи», где акцентировал внимание на том, что отношения между Россией и США скатываются к «холодной войне».

Обама, как мы знаем, предпринял попытку изменить отношения между нашими странами – начал так называемую политику перезагрузки. Но фундаментальные причины напряженности между Россией и США эта политика не устранила. И мы сейчас видим, что Россия и США находятся, пожалуй, в самой низкой фазе развития взаимоотношений за последние двадцать лет.

«СП»: — То есть еще чуть-чуть и мы действительно можем вернуться во времена «холодной войны»?

— Иными словами, ведется ли со стороны США масштабное давление, масштабная атака на Россию с использованием всех средств, и проводит ли такую же политику Россия? При всем при том, что отношения между нашими странами достаточно напряженные и у нас существуют принципиальные расхождения, мне кажется, что США и Россия (хотя и в разной степени) заинтересованы во взаимном сотрудничестве. Сейчас мы видим это сотрудничество в решении сирийского кризиса, в решении афганского кризиса. То есть у нас немало совпадающих подходов к решению проблем международной безопасности. Мы взаимодействуем в решении вопросов, касающихся нормализации положения на Корейском полуострове, во многом наши позиции совпадают и в отношении иранской ядерной проблемы. Другое дело, что Россия делает ставку на использование мирных средств, использование принципов международного права. Американцы, в силу своей, так сказать, исторической природы, больше склонны к применению силовых методов решения тех или иных проблем. Но позиции и России, и США во многом совпадают.

«СП»: — Следовательно, говорить всерьез о «холодной войне» между нашими странами нет оснований?

— Нет никаких оснований. Холодная война – это война на уничтожение друг друга: «кто — кого».

«СП»: — Но тогда откуда такая взаимная нелюбовь, так сказать, на «бытовом уровне»? Не так давно институт Gallup провел опрос, по результатам которого впервые число тех, кто считает Россию недружественной по отношению к США страной (50%), превысил долю тех, кто считает нашу страну союзником (44%). Получается, что отношение американцев к россиянам тоже ухудшается?

— К сожалению, СМИ и в той и в другой стране раздувают имеющиеся противоречия и создают ложный образ друг друга в сознании населения. Это касается и американских средств массовой информации, это касается и России. В России, конечно, существует очень сильная, массовая, я бы сказал, антиамериканская истерия. Насаждается такой злобный образ Америки, которая только спит и видит, как бы уничтожить нашу страну. К сожалению, американские СМИ грешат тем же. Но в основном там негатив относится к политике России или лично к президенту Путину, как вдохновителю этой политики. Естественно, все подается в несколько искаженном виде. Образ внешней политики и России и образ внешней политики США в средствах массовой информации обеих стран подается весьма пристрастно. И это создает почву для таких неустойчивых отношений между Россией и США. Хотя я хочу сказать еще раз, что не вижу пока оснований для вывода о том, что наши страны стоят на грани «холодной войны». Скорее, мы живем в условиях «холодного мира». Эта формула, которую когда-то употребил Ельцин, довольно точно характеризует отношения России со Штатами.

«СП»: — Мы не «обледенеем» окончательно, начнем понимать друг друга?

— Нет, не обледенеем. У нас есть точки соприкосновения. Я уже сказал, что их много. Но, пожалуй, главной слабостью российско-американских отношений являются абсолютно незначительные торгово-экономические связи. В отношениях между нашими странами нет солидного экономического базиса. Нет солидной экономической основы, которая бы вот эти политические колебания в наших взаимоотношениях, очень часто подчиненные интересам тех или иных политических групп влияния в обеих странах, стабилизировали.

Вот посмотрите, что происходит в американо-китайских отношениях: эти отношения базируются на очень прочной экономической основе. А это сдерживает и ту, и другую сторону от ненужных заявлений и резких движений в отношении друг друга. У нас, к сожалению, эта экономическая база очень слаба, и на эти отношения влияют колебания в настроениях абсолютно узкого круга политических деятелей в той и другой стране. Вот эта задача должна быть решена. Но пока она не решается. Товарооборот между нашими странами не растет, не увеличивается такими темпами, какими бы хотелось. Это главная слабость, и, может быть, одна из главных причин неустойчивости наших взаимоотношений. И, разумеется, американцы должны понять (и мы это им говорим и должны говорить), что Россия никогда не будет младшим партнером США в силу самой природы российской ментальности: мы такие, какие мы есть. И не сможем подыгрывать Америке так, как, скажем, это делает Великобритания.

«СП»: — Мы заинтересованы в сотрудничестве со Штатами?

— Заинтересованы, если будут учитываться некие общие принципы международных отношений и интересы России. Наша страна была бы надежным партнером США, если бы Штаты вели себя иначе. Я думаю, что в ближайшем будущем условий для резкой конфронтации между нами не возникнет. Но вместе с тем, нет на сегодняшний день и каких-то факторов, которые привели бы к существенному, принципиальному улучшению российско-американских отношений. Видимо, вот такое состояние в наших отношениях будет продолжаться достаточно длительный период времени. Главное, чтобы эти отношения не опустились ниже, так сказать, «плинтуса», ниже определенной черты, когда действительно они стали бы характеризоваться термином «холодная война». Это имело бы, как мне кажется, трагические, а, может быть, и катастрофические последствия для России и для международной безопасности.

Свободная Пресса