Домой Армения Точки над I

Точки над I

781
0

g_image.php«И…И» с восклицательным знаком

Армения и сейчас готова подписать ассоциативное соглашение с Евросоюзом. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян, выступая 2 октября на пленарном заседании Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) в Страсбурге.

Однако, как он напомнил, к сожалению, после известия о намерении Армении вступить в Таможенный союз представители Еврокомиссии заявили о наличии прямых противоречий между Таможенным союзом и соглашением о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС. Саргсян подчеркнул, что Армения не отступит от намеченного пути и изначально сообщала своим европейским партнерам, что в основе политики страны лежит совмещение, а не столкновение интересов. «Наши партнеры согласились и сказали, что Восточное партнерство не направлено против других структур. Мы и сейчас готовы подписать ассоциативное соглашение с ЕС», — подчеркнул глава государства.

Президент уточнил, что Армения примет участие в саммите Восточного партнерства в Вильнюсе, и сейчас ведет переговоры для внесения некоторых изменений в соглашение, которые позволят Еревану подписать его политическую часть. После заявления о решении вступить в Таможенный союз, по словам Саргсяна, было предложено подписать часть соглашения, касающуюся политических реформ. Он подчеркнул, что Россия не оказывала никаких давлений по вопросу присоединения Армении к ТС.

НО НЕВОЗМОЖНО УМОЛЧАТЬ: ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО ВОПРОС ВЫБОРА Арменией интеграционного вектора стал ключевой темой выступления президента Армении в ПАСЕ. Да, значительное место было уделено и карабахской тематике, но все же всеобщее внимание было приковано именно к вопросу ориентации Армении. Многие ждали от Сержа Саргсяна ответа на вопрос о том, чем было продиктовано резкое отклонение страны от ранее заявленного европейского курса. И надо сказать, что глава государства не обманул эти ожидания. Были даны конкретные ответы на целый комплекс вопросов, актуальных как для армянского общества, так и мирового сообщества. Были поставлены, так сказать, точки над I.

Прежде всего Серж Саргсян вполне убедительно обосновал некорректность разговоров о смене курса. Как раз Армения идет заранее обозначенным путем и не собирается с него сворачивать. Это, пожалуй, главный постулат речи президента. Важен он тем, что подчеркивает готовность и способность страны не поддаваться силе притяжения двух полюсов — европейского и евроазиатского. Тем более, что эта сила возрастает по мере усиления противоречий между самими полюсами. Ведь на самом деле именно из-за этих противоречий родилась пресловутая формула «или… или» для стран Восточного партнерства. Именно ее пытаются навязать, в том числе и Армении, конкурирующие стороны. Серж Саргсян же, по сути, подчеркнул, что она (эта формула) для Армении неприемлема и что страна будет развиваться по своей формуле «и…и» — вне зависимости от желаний, капризов, интересов других. А это означает, что внешняя политика Армении сбалансирована, прагматична и предсказуема. Это означает, что основана она на фундаменте государственных и национальных интересов, ибо подразумевает некий селективный подход — брать хорошее, полезное, эффективное и от ЕС, и от ТС, а негативное отвергать. По крайней мере пытаться так делать…

УЖЕ РОВНО МЕСЯЦ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ КРУГАХ НЕ ПРЕКРАЩАЮТСЯ РАЗГОВОРЫ о том, что, заявив о намерении Армении вступить в Таможенный союз, Серж Саргсян кинул европейцев. Дескать, он показал всему миру, что является ненадежным партнером. Между тем в Страсбурге, освежив память европейцам, Серж Саргсян, по сути, закрыл этот вопрос раз и навсегда. Действительно, за исключением пары представителей ЕС, до 3 сентября все европейские чиновники в один голос заявляли, что подписание документа об ассоциации вовсе не мешает сотрудничеству Армении с другими структурами. Однако уже 4 сентября из шокированной Европы начали раздаваться истерические возгласы о том, что Армения поставила крест на сближении с Европой, что ее вхождение в Таможенный союз противоречит интересам ЕС. Так кто же ненадежный партнер? Кто кого хотел кинуть?

Да, надо признать, что для многих еврочиновников решение Армении стало неприятным сюрпризом. Но только потому, что Ереван безо всякого предварительного предупреждения просто… не стал жертвой нечестной игры. Но, согласитесь, это отнюдь не повод для упрека. Это — с одной стороны. С другой — в Страсбурге перед еврочиновниками Серж Саргсян подтвердил и надежность Еревана в качестве стратегического союзника России, к которой, прямо скажем, собравшаяся аудитория испытывает не слишком нежные чувства. «У Армении тесные союзнические отношения с Россией, и Ереван не станет выстраивать новые отношения за счет отношений со стратегическим союзником, равно как отрицает выстраивание партнерских отношений, направленных против интересов другого партнера. «Мы продолжим сопоставление отношений и интересов с нашими ключевыми партнерами», — отметил Саргсян.

Москве, между прочим, неплохо было бы учесть это обстоятельство и иногда отвечать Армении взаимностью. Иногда вспоминать об армяно-российском союзничестве, об интересах Армении не только в формате армяно-российских встреч и переговоров, но и на разных международных площадках в присутствии представителей других государств. А то как-то тоже не совсем честно получается…

Согласитесь, даже эти детали полностью оправдывают принципиальность, можно сказать, упорство Армении в выборе и продвижении формулы «и…и». Что же все-таки подразумевает она (формула)? Из каких известных и неизвестных, постоянных и переменных величин она состоит? И эти вопросы нашли ответ в выступлении Сержа Саргсяна.

«РЕФОРМЫ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА, ВЕРХОВЕНСТВА ЗАКОНА И ДЕМОКРАТИИ являются стержнем отношений между Арменией и ЕС. Я считаю важной инициативу программы Восточного партнерства и проведенную с вовлеченными в нее странами работу в плане избирательных стандартов, реформ правовой сферы, эффективного управления, борьбы с коррупцией и киберпреступностью», — отметил Саргсян. По сути, это перечень параметров, предлагаемых Европой. Точнее, постоянных величин в нашей формуле. К неизвестным и непостоянным относятся экономические дивиденды.

А вот параметры другого полюса — евроазиатского. «Армения связана со странами Таможенного союза тысячами нитей, только одна треть экспорта страны приходится на долю России. В основном это сельскохозяйственные товары и продукция их переработки. Представьте, с какими трудностями мы можем столкнуться, если они не будут соответствовать техническим регламентам», — отметил Серж Саргсян (очевидно, имелись в виду технические регламенты ЕС). Добавим к этому вопросы безопасности Армении, военно-политическое сотрудничество с Россией и участие в ОДКБ.

Совершенно очевидно, что делать выбор между упомянутыми параметрами практически невозможно. Одно не может быть заменено другим без серьезного удара по армянским государственным и национальным интересам. Зато одно может дополняться другим. Именно этот единственно верный, максимально безопасный и перспективный путь выбран Арменией, что и постарался объяснить европейцам Серж Саргсян в Страсбурге. И если для них этого оказалось мало и неубедительно, если они продолжают настаивать на несовместимости формулы «и…и» с евроидеалами, то это их проблемы. Равно как не нашей, а проблемой России является стремление Армении тем не менее поучаствовать в вильнюсском саммите и подписать документ.

Ара МЕЛИКСЕТЯН
Голос АРМЕНИИ