Домой Аналитика Скандал между Турцией и Евросоюзом набирает обороты

Скандал между Турцией и Евросоюзом набирает обороты

637
0

236422233ЕС грозит Анкаре санкциями. Еврокомиссия в ежегодном докладе о степени готовности Турции к вступлению в ЕС констатировала регресс по ряду направлений, в т.ч. в сферах правосудия, прав человека, свободы слова и прессы. Отмечаются факты лишения оппозиционных депутатов неприкосновенности, ареста многих из них, а также правозащитников, применения турецкими властями несоразмерной силы при проведении в Турции антитеррористических операций и нарушения ими во многих случаях прав человека. ЕК, указав также на недостаточные усилия Анкары в вопросе приведения турецкого законодательства в соответствие с нормами ЕС, пришла к выводу, что в 2016г. Турция еще больше отошла от пути евроинтеграции.

Более того, в разделе по Южному Кавказу и Центральной Азии отмечается, что Анкара открыто оказывала поддержку Азербайджану в ходе столкновений, имевших место в Нагорном Карабахе в апреле 2016г. Наряду с этим, говорится в докладе, Турция, Азербайджан и Грузия договорились подписать трехстороннее соглашение о военном сотрудничестве. А вот подписанные в 2009г. армяно-турецкие протоколы по нормализации отношений Турции с Арменией до сих пор не ратифицированы.

В докладе подчеркивается, что “власти Турции продолжают жестко реагировать на факт признания Геноцида армян какой-либо страной”, а также указывается на заявления, сеющие ненависть по отношению к армянам. Констатируется, что выступления и угрозы, содержащие направленную против национальных меньшинств ненависть, в Турции продолжают оставаться серьезнейшей проблемой. Из проблем проживающей в Турции армянской общины также отмечается, что предложение Армянской патриархии открыть кафедру армянского языка в одном из университетов страны натолкнулось на препятствия.

Председатель Европарламента Мартин Шульц заявил газете Bild am Sonntag, что ЕС должен подумать о санкциях против Турции в связи с волной арестов деятелей оппозиции и журналистов после попытки государственного переворота. “Нам в ЕС нужно обдумать, какие экономические санкции мы можем применить в отношении Турции. К концу этого года должна пройти реформа Таможенного союза, членом которого является Турция. Я не могу себе представить, что после волны арестов депутатов от оппозиции и журналистов мы будем расширять Таможенный союз”, — заявил Шульц. Он напомнил о позиции ЕС по вопросу введения смертной казни: “Если Турция вернет смертную казнь, переговоры о вступлении завершатся”.

Впавшая в ярость Анкара расценила доклад как “односторонний, содержащий неприемлемые формулировки и загоняющий Турцию в угол”. Президент ТР Реджеп Эрдоган напомнил, что “Турцию держат у дверей ЕС 53 года”, и потребовал незамедлительного решения вопроса, пригрозив в 2017г. провести всенародный референдум как по этому вопросу, так и по вопросу введения смертной казни, если парламент примет соответствующее решение.

Эрдоган уверен, что народ, поддержавший его во время путча летом с.г., поддержит его и на вышеназванных референдумах (по данным недавнего соцопроса, около 64% граждан Турции не верят во вступление страны в ЕС, а 56% считают членство в ЕС необходимым), и на предстоящем в 2017г. референдуме по конституционным изменениям, предполагающем введение в Турции президентской системы правления и направленном на установление всевластия Эрдогана. Причем турецкая оппозиция, в первую очередь, Партия националистического движения, дала согласие на принятие такой конституции. Против выступает прокурдская Партия демократии народов, лидеры которой в начале ноября были задержаны по обвинению в связях со считающейся в Турции террористической Рабочей партией Курдистана.

Примечательно, что проект новой конституции предусматривает сохранение в Турции унитарного государства, исключающего федерализм. Это, по словам главы комиссии по конституционному законодательству турецкого парламента Мустафы Шентопа, “диктуют исторические реалии”.

Как, впрочем, и реалии дней сегодняшних, если вспомнить охватывающй Анкару дикий ужас при мысли о возможности появления курдского государства за счет также турецкой территории. В т.ч. с целью недопущения этого Турция и воюет в Сирии с курдами под ширмой участия в международной антитеррористической коалиции во главе с США. Начиная в конце августа операцию “Щит Евфрата”, Анкара в качестве цели объявила поддержку умеренной сирийской оппозиции и борьбу с террористической организацией “Исламское государство” (ИГ), а также с приравненными Турцией к террористам курдами. Сами курды назвали турецкую операцию открытой оккупацией.

Истинной же целью операции эксперты назвали сохранение стокилометрового коридора между Джарабулусом и Азазом. Бомбежка позиций ИГ была лишь прикрытием поддержки “умеренной оппозиции”, которую, по мнению российских экспертов, практически невозможно отделить от тех, кто воюет под флагами ИГ. В действительности Турция наносила и наносит удары по позициям сирийских курдов с целью сохранить за собой контроль за этим участком границы и возможность снабжать протурецкие группировки, оппозиционные Асаду, особенно в районе Алеппо.

Сегодня, как пишет издание “Взгляд”, положение ИГ и других группировок в Сирии проще всего назвать плачевным. Войска президента Сирии Башара Асада демонстрируют героизм и выучку, ВКС и ВМФ РФ провели новую масштабную атаку, свои успехи есть у курдов и у Турции. Но успехи последней могут встать всем дорого: Анкара явно нацелилась на создание в Сирии нового непризнанного квазигосударства.

Сейчас подразделения Сирийской свободной армии при поддержке турецких войск быстро продвигаются в направлении городка Эль-Баб к северо-востоку от Алеппо. Судя по активности турок, Анкара намерена его занять — даже несмотря на то, что это уже не похоже на “антитеррористическую операцию”, а сродни полномасштабному вторжению на территорию Сирии. Турки при этом настаивают на том, что они воюют даже не с ИГ, а с Рабочей партией Курдистана, что, по их логике, оправдывает любые проникновения на чужую территорию.

Сейчас “умеренные” контролируют примерно 5% Эль-Баба, но сопротивление ИГстановится все слабее — террористы вынуждены отправлять войска на бессмысленную для них бойню под Алеппо и на оборону Ракки. С восточной стороны на Эль-Баб движутся курды из Сирийских демократических сил. По-арабски “эль-баб” — это “ворота”, “дверь”, и данный город для узкого пространства предгорий Северной Сирии действительно носит стратегический характер, хотя и уступает в этом смысле Алеппо. Курды воспринимают Эль-Баб как часть своей этнической территории, хотя это несколько расширенное толкование границ Большого Курдистана. Потому они вполне могут втянуться в бои за город даже при угрозе прямого столкновения с турками, а такой конфликт сильно выйдет за рамки внутрисирийского противостояния, пишет издание.

Пропагандистские ресурсы, ориентированные на “умеренную оппозицию” в ее американизированном издании, трактуют события на севере Сирии как “бескомпромиссную борьбу против ИГ”, в ходе которой ССА и турецкие войска освободили от террористов большую территорию. Насчет территории — святая правда, но в результате наступления турецкой армии на севере Сирии способна образоваться некая “независимая провинция”, на землях которой вполне может быть организовано “альтернативное сирийское правительство” на турецких штыках. Ранее сирийские оппозиционеры всех сортов так и не смогли сформировать единую систему власти на контролируемых ими землях, что сужало их внешнеполитические возможности до минимума. Вряд ли в Эль-Баб, когда он будет захвачен турками, тут же переедут те оппозиционные деятели, которые сейчас пребывают в Лондоне или Катаре. Но создать номинальное правительство, которое начнет взывать к Анкаре с просьбой о защите, технически возможно.

Это — первый шаг на пути к реальному разделу страны. И уже не по религиозному или этническому принципам, а исключительно по политическим мотивам. Понятно, что он может быть поддержан Турцией, но позиция США на этот счет вряд ли будет однозначной. Даже администрация Обамы выступала за сохранение единства Сирии, хотя периодически в прессу утекали некие карты нового передела границ на Ближнем Востоке. В основном эти планы предусматривали появление независимого курдского государства, а это самый страшный кошмар Анкары. Возможно, что сами эти утечки были лишь формой заигрывания с курдами, но турки, считает автор публикации, вполне могут рискнуть и сыграть на опережение, посадив в Эль-Бабе марионеточное правительство. Дальнейшая атомизация Большого Ближнего Востока — вполне реальный вариант развития событий, а это не нужно никому, в том числе и США. Вне зависимости от того, какую стратегическую линию в этом конфликте изберет администрация Дональда Трампа.

Сам Дональд Трамп заявил Wall Street journal, что в Сирии необходимо бороться с группировкой ИГ, а не пытаться свергнуть президента страны Башара Асада. “Сирия ведет борьбу с ИГ, и мы хотим избавиться от ИГ. Россия сейчас находится в тесном союзе с Сирией, и теперь у нас есть Иран, который становится еще более сильным благодаря нам и который является союзником Сирии… Теперь мы поддерживаем повстанцев против Сирии, и у нас нет понимания, кто эти люди. Если США нападут на Асада, то это приведет к борьбе с Россией”, — сказал Трамп, передает РИА Новости.

Асад же заявил, что не принимает начала военной операции Турции на территории Сирии. В интервью Radio e Televisao de Portugal он отметил, что террористы пришли в Сирию “через Турцию и при поддержке Эрдогана” и назвал Эрдогана “больным человеком”, “президентом с манией величия”, живущим “во времена Османской империи, а не в настоящем”.

Гаяне Мовсесян, «Республика Армения»