Домой Аналитика Приобретет ли Анкара российские С-400?

Приобретет ли Анкара российские С-400?

637
0

1429137013_zrs-s-400_triumf1 ноября глава Генерального штаба Вооруженных Сил Турции генерал армии Хулуси Акар прибыл в Москву для встречи со своим российским коллегой, начальником Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ генералом армии Валерием Герасимовым. В официальном заявлении Минобороны РФ отмечалось: «В ходе встречи продолжено обсуждение вопросов взаимодействия по урегулированию сирийского конфликта, включая вопрос нормализации обстановки вокруг города Алеппо. Состоялся откровенный обмен мнениями по обстановке на севере Сирии, а также в районе сирийско-иракской границы в контексте операции по борьбе с ИГИЛ (запрещена в РФ) в районе города Мосул».

Само по себе сотрудничество на уровне глав Генштабов обеих стран имеет более глубокое значение, чем даже визит на уровне министров оборон. Оценки варьируются от весьма сдержанных до достаточно оптимистичных. Интересно, что в составе турецкой делегации присутствовал глава Национальной разведывательной организации Турции (MIT) Хакан Фидан: факт, который в российских СМИ не освещался, а в турецких характеризовался как «сюрприз» этого визита.

Через несколько дней после визита Хулуси Акара, 8 ноября, директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС России) Александр Фомин заявил, что до конца текущего года между Турцией и Россией состоится межправительственное заседание по военно-техническому сотрудничеству, а пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков в прошлом месяце заявил, что «в случае желания турецкой стороны Россия может рассмотреть возможность поставки ПВО в Турцию в разных вариациях». Ожидалось, что Турция вступит в тендер на закупку систем противовоздушной обороны с Китаем. Логично, что в рамках визита министра иностранных дел КНР Ван И в Турцию 14 ноября при обсуждении широкого спектра вопросов военного сотрудничества было уделено внимание и вопросу закупки противовоздушной системы.

Как отметил бывший начальник разведки Генштаба Турции Исмаил Хакки Пекин, старые системы НАТО не в состоянии полностью обеспечивать полную защиту Турции, и в этом контексте закупка у России такой системы имеет важное значение для безопасности Турции: «Оружие, проданное НАТО Турции, очень старое (речь идет об американском зенитно-ракетном комплексе Patriot – прим.). На данный момент у Турции имеется противовоздушные системы, обеспечивающие лишь 8-9 километров в диапазоне. У нас остается огромное незащищенное пространство. В таком случае, что думает НАТО, не важно. Совсем не обязательно, чтобы все наше оружие было совместимо с критерием НАТО». Турция собирается купить у России зенитную ракетную систему большой и средней дальности С-400 («Триумф»), которая предназначена для уничтожения всех современных и перспективных средств воздушно-космического нападения. О количестве систем на данный момент не сообщается.

На наш взгляд, достоверность информации, согласно которой Турция может закупить системы противовоздушной обороны дальнего действия у всех заинтересованных сторон, в том числе у России, вызывает некоторые сомнения. Вполне возможно, она окажется из той же серии, что и просочившаяся в начале июля в прессу информация, согласно которой Турция может предоставить военно-воздушную базу НАТО «Инджирлик» военно-космическим силам России для ударов по террористам в Сирии. На что практически сразу последовало опровержение со стороны официальной Анкары.

Как показывает опыт и хотя бы поверхностный анализ турецкой внешней политики, желания официальной Анкары часто не совпадают с ее возможностями. В данном конкретном случае планы рассмотреть возможность приобретения российских систем ПВО совсем не означают, что турки действительно приобретут эти системы. Смысл этих заявлений в том, что в данный момент Турции нужно и дальше поддерживать недавно восстановленные с Москвой отношения, и одновременно иметь какие-то рычаги давления на США, хотя бы на риторической волне. А вот когда дойдет до коммерческой части, история может повернуться совсем иначе — например, как с проводившимся 10 лет назад тендером на закупку ударных вертолетов нового поколения. Тогда, по одной из версий, турки пригласили к участию российских производителей только для того, чтобы сбить цены на американские машины.

Что касается политической составляющей вопроса — каким образом Турция как член НАТО может закупить российское вооружение — то в этом нет никакого противоречия, поскольку системы ПВО — оборонительный вид вооружений. В этой же связи можно вспомнить историю с другой страной альянса — Грецией, которая в свое время приобрела российские комплексы С-300 (предыдущая версия С-400), которые были инкорпорированы в общую систему ПВО НАТО.

Надо отметить, что 4 октября Минобороны России подтвердило размещение батареи зенитной ракетной системы С-300 в Сирии, а ранее официально сообщалось, что для обороны российской военной базы Хмеймим в Сирии задействована зенитная ракетная система С-400. Такое решение Москвы вызвало переполох как в западных, так и в турецких СМИ. И сейчас, после того, как в августе официальная Анкара заявила о начале военной операции «Щит Евфрата» на севере Сирии, иметь такое вооружение в своем арсенале является ее сверхзадачей.

Для Турции участие в боевых действиях как на сирийском, так и на иракском фронтах является краеугольным камнем нынешней внешней политики. Учитывая все принципиальные разногласия между Турцией и Россией в вопросе урегулирования сирийского конфликта, можно предположить, что русские и турецкие высокопоставленные военные договорились по возможности «не мешать» друг другу в боевых действиях в Алеппо, что создаст определенные условия для предотвращения столкновений.

Несмотря на то, что интересы Турции и России в сирийской войне совпадают в таком ключевом вопросе, как территориальная целостность Сирии, концептуальных разногласий между странами слишком много. Это дает основания полагать, что военные договоренности между двумя странами имеют эпизодический характер, что сознают все стороны конфликта.