6 Сентябрь, 2016 17:17

В арт-бизнес вошла новая товарная единица – «cel», обозначающая кадр мультфильма

В арт-бизнес вошла новая товарная единица – «cel», обозначающая кадр мультфильма

Cel – сокращенно от celluloid (целлулоид). На заре мультипликации вручную отрисовывался каждый кадр, далее каждый кадр фотографировался, и опять же вручную кадры склеивались по порядку. Для создания видео ряда необходимо движение пленки со скоростью 24 кадра в секунду. От 25 до 100 нарисованных кадров создают визуальную мультяшную сценку, чтобы она пришла в движение, требуется как минимум 75 тысяч кадров. Кто подставил кролика Роджера – выпущенный в 1988 году компаниями Touchstone Pictures и Amblin Entertainment комедийный художественный фильм. Картина примечательна тем, что в ней в объёме всего фильма скомбинирована рисованная анимация и игра живых актёров.

Когда иссякает источник, то все уцелевшее, некогда из него взятое, приобретает огромную ценность – историческую, социальную и, конечно, денежную. Данная аксиома применима и к любому виду искусству на все 100% – стоит художнику почить в Бозе, то есть перекрыть источник, как стоимость его работ возрастает. Упаси боже, я ни к чему не призываю, просто констатирую факт – так уж сложилось. 

А рассказать я хочу о необычном источнике – о рисованных мультфильмах, конец которым пришел с появлением компьютерной графики и цифровой съемки. Основой мультфильма всегда был нарисованный, а затем оживлённый герой. Никакая интригующая история и трогательная музыка никогда не будут играть первостепенную роль, если отсутствует очаровательный мышонок, симпатичный медвежонок или смешной гном. Нарисовать Микки Мауса – это как шагнуть в бессмертие, за Тома и Джерри можно ставить памятник при жизни, о влиянии образа Бемби на гуманизацию подрастающего поколения написаны тома диссертаций, Белоснежка и все семь гномов кажутся живее всех живых. 

Эти (и многие другие) образы гениальны. Затем, по закону жанра они должны ожить. Какой труд за этим стоит, можно только догадываться, а если видишь, то глазам просто не верится. Вручную созданный мультфильм – это титанический коллективный труд, но в основе все-таки лежит рисунок. На заре мультипликации вручную отрисовывался каждый кадр, далее каждый кадр фотографировался, и опять же вручную кадры склеивались по порядку. Для создания видео ряда, как вы знаете, необходимо движение пленки со скоростью 24 кадра в секунду. От 25 до 100 нарисованных кадров создают визуальную мультяшную сценку, чтобы она пришла в движение, требуется как минимум 75 тысяч кадров. Когда об этом узнаешь, хочется встать и поклониться телевизору, где показывают старый рисованный мультик. 

Последним hand-animated мультфильмом был Little Mermaid студии Disney. И это было в 1989 году. Надо отметить, что вскорости, а именно в 1995 году, этой̆ же студией был выпущен мультик, отснятый на трех мерных имиджах – Toy Story, а дальше все пошло с космической скоростью. Выпущенный в 2004 году Polar Express, кстати, оставил население планеты в полном недоумении своим видеорядом – мне так до сих пор и не понятно, чего с чем произошел синтез. 

Таким образом, мультипликация, шагнув в качественно другое измерение, отделила себя от своего же первоисточника. Рисованные мультфильмы стали историей, а пленки и отрисованные кадры – архивом, в который новых поступлений уже больше никогда не будет! И чтоб при такой ситуации – и ничего не заработать? Или мы не в Америке?

И арт-дилеры, правильно почуяв еще не оприходованные художественные ценности, стали подкрадываться к архивам. Самые культовые мультфильмы по большому счету были произведены на двух студиях: Disney и Warner Brothers. Им же, естественно, и принадлежат архивы. Что остается в архиве после окончания работы над мультфильмом? Вспомогательное оборудование, финансовая документация – это неинтересно. Пленки – это уже интересно, но во-первых, не наглядно, а во-вторых, весьма хрупко – ацетат и целлюлоза не проходят испытания временем, а уж огнем и водой – тем более. Что же остается? Правильно – отрисованный кадр. Как ни крути, получается, что живописное искусство вечно. И в арт-бизнес вошла новая товарная единица, называемая по-английски “cel” и обозначающая рисунок, ставший̆ кадром мультфильма. 

Нельзя сказать, что cel-ами, то есть кадрами, не приторговывали раньше – в 60-х годах в Диснейленде можно было их прикупить по 5 долларов за штуку. У кого-то в диснеевских коридорах уже был чуткий̆ нюх на правильный̆ бизнес, но, видимо, у начальства интуиция тогда не сработала. 

Первым, кто получил реальные деньги от продажи кадров, была Эдит Рудман – весьма пробивной арт-дилер со Среднего Запада. Изначально у нее была идея использовать лишь имиджи Bugs Bunny, Porky Pig и других героев, созданных легендарным Чаком Джонсом для Warner Brothers. Она обратилась в архив, но, ко всеобщему ужасу, обнаружилось, что почти весь архив уничтожен. Тогда она обратилась к самому Чаку Джонсу, и он, имея собственные авторские права на имиджи, восстановил некоторые кадры. Рудман тут же продала их небезызвестному Нейману Маркусу, а уж с его-то товарным каталогом кадры разошлись по всей̆ стране в виде рекламы. Так родился новый̆ арт- маркет для этого вида живописного искусства. 

Первые торги анимационного искусства, которые устроил Аукционный дом Christie’s, состоялись в 1984 году. Кадры из эры 40-х годов с изображением Микки Мауса и Пиноккио были проданы за 20 тысяч долларов. Начался “кадровый” бум. Замечу, что Чак Джонс переквалифицировался в реставратора своих рисунков и успешно зарабатывал на собственном же вторичном рынке вплоть до своей̆ смерти в 2002 году в возрасте 89 лет. 

В начале 90-х и Disney и Warner Brothers обнаружили, что масса людей приторговывают их товаром. Разбираться было некогда – надо было действовать, причем быстро, агрессивно и с размахом. В кратчайшие сроки Disney открыла 522 собственных магазина, Warner Brothers – осилила только 122. Главная ошибка была заложена еще в проекте – не учли, что с массовостью пропадает эксклюзивность. А что, как не уникальность есть главная особенность рисованных мультфильмов? 

Расчет был на массовость, то есть на средне-американского ребенка, клянчившего у родителей плюшевого Микки Мауса или хотя бы кружку с изображением Бемби. Игрушки оказались дорогие – и лозунг «Собери коллекцию!» не прошел. Побочный студийный товар и вовсе интереса не вызвал. Коллекционными могли быть только кадры, которые вовсю и продавались. Это уже забава для взрослых – но что же это за коллекция, которую может собрать любой тракторист из штата Айова? Доступность уничтожила уникальность и сбила все цены. В корне неправильная политика этих магазинов задушила такую замечательную и доходную идею. В 2001 году Warner Brothers закрыла почти все свои магазины, а с 2002года и Disney стала сворачивать свою огромную сеть – то, что осталось еще на плаву к 2003 году переориентировали и назвали Children’s Place. 

Арт-дилеры, работающие на этом макете, вздохнули свободно и закусили удила. Тут же произошел честный передел рынка и образовались лидеры. Их приоритет состоит в том, что они успели заключить долгосрочные контракты со студиями на получение отрисованных кадров. А может, кому-то даже и удалось выкупить архивы. Поэтому появление на рынке cel-ов без штампа специализированных галерей теперь будет требовать долгого объяснения и вряд ли составит конкуренцию в денежном варианте. 

Для заинтересованных перечислю галереи, отвоевавшие такое право: American Royal Arts, Animated Animations Company, Animazing Gallery, Bruce McGaw Graphics, Clampett Studio Collections, Gremlin Animation Art Gallery, Linda Jones Enterprises. 

Для любознательных сообщу, что в кадр из анимационного фильма Fantasia (Disney) был продан за 65 тысяч долларов. А кадр из 101 Dolmations, принадлежавший некогда Джону Кеннеди (младшему) и подписанный самим Уолтом Диснеем, ушел на Sotheby’s за 61 тысячу. Максимальная сумма, полученная за кадр рисованного мультфильма– 498 тысяч долларов. 

Загрузка...
Loading...
��������...