Домой Аналитика СМИ: о визите Эрдогана в РФ

СМИ: о визите Эрдогана в РФ

969
0

8ec2ce1757c2fecdd56f5c72157b5В минувший вторник, 9 августа, президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган встретились в Санкт-Петербурге и вели переговоры об отношениях между двумя странами. Визит Эрдогана в Россию оказался в топах новостей всех ведущих западных СМИ. Интерес к нему во многом был подогрет провалом попытки государственного переворота в Турции и последовавших после них репрессий в этой стране. Визит президента Эрдогана в Россию — это его первый внешнеполитический тур после неудачной попытки свергнуть его, хотя визит и был запланирован ранее вне зависимости от переворота. Связь попытки свержения Эрдогана с изменением внешнеполитического курса Турции ясна и вместе с тем неочевидна. Это добавило интереса к петербургскому туру Эрдогана. Внешне дело выглядит так, будто попытка переворота ускорила процесс восстановления отношений и сделало ее более драматичным для внешних наблюдателей.

«Эрдоган поворачивается к Путину в то время, когда напряженность между Турцией и Западом растет», — констатировало американское издание Washington Post. Эрдоган надеется разыграть русскую карту, чтобы усилить свою позицию в текущих спорах с Соединенными Штатами и Европейским союзом, предположило американское издание Time.

В опубликованном в понедельник, 8 августа, т. е. накануне визита в Россию, интервью французскому изданию Le Monde турецкий президент подытожил свои претензии в адрес Запада. Он осудил США и ЕС за их активную критику политики чисток, начавшихся в Турции после переворота, и отсутствие критики со стороны ЕС в адрес самих путчистов. Попутно Эрдоган еще раз пригрозил ЕС отказом от выполнения своей части «исторических» соглашений с Евросоюзом о приеме беженцев. Впервые он столь откровенно выразил недовольство тем пренебрежением, что было оказано Турции на протяжении многих лет переговоров о ее членстве в ЕС. И наоборот европейцам Эрдоган поставил в пример поведение президента РФ Владимира Путина, который связался с турецким президентом после попытки путча и высказал поддержку ему.

Отношения Турции с США и ЕС существенно подорваны, делают решительный вывод в западных СМИ. Запад не проявил солидарности с Эрдоганом после попытки его свержения, а США еще и не подают никаких признаков того, что они планирует выдать Фетхуллаха Гюлена, которого президент Эрдоган обвинил в заговоре с целью его свержения. Американское издание Washington Post предположило: «В условиях повышения антизападных настроений шаг Эрдогана в попытке установления теплых отношений с Россией может цементировать отчуждение Турции от своих традиционных союзников». Шаг Эрдогана в сторону России является предупреждением Западу со стороны турецкого лидера, полагают американцы.

В New York Times подчеркнули и российский стратегический интерес к Турции. Кремль де никогда не упустит шанса попробовать использовать любые трещины в НАТО. Ведь впервые за долгий предшествующий период в Турции началось серьезное обсуждение членства этой страны в НАТО. Правда, одновременно некоторые турецкие официальные лица для баланса поставили под сомнение намерение Турции двигаться в сторону России. Поэтому в заинтересованной одновременно в отношениях и с Россией, и с Турцией Германии смотрят спокойно со стратегической точки зрения на российско-турецкое сближение. Министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер сообщил германскому изданию Bild, что он не волнуется по поводу улучшения отношений России и Турции. Более того, он одобрительно смотрит на него. Штайнмайер не считает, что отношения между двумя странами станут настолько близкими, что Россия может предложить Турции альтернативу ее партнерству с НАТО в области безопасности.

Внешнеполитический эксперт фракции социал-демократов в бундестаге Нильс Аннен полагает, что «разворот к Путину и отход Турции от НАТО не может быть в наших [т. е. немецких] интересах». «Россия и Турция, готовят ли Эрдоган и Путин альянс против ЕС?», — задается в ответ вопросом германское издание Frankfurter Allgemeine Zeitung (FAZ) и отрицательно отвечает на него. В другой своей публикации FAZ уверенно констатирует: «В НАТО и ЕС некоторые смотрят на [российско-турецкое] сближение с беспокойством, потому что оно может быть направлено против Запада. Но не стоит даже пугать себя. Во-первых, следует отметить, что не в последнюю очередь НАТО был приведен к высшей степени готовности после инцидентов прошлой осенью… То, что президент Турции теперь ищет внимания Путина является скорее признаком того, что в Санкт-Петербурге куется не антизападный альянс стратегической глубины, а в лучшем случае идет сверка риторики… В Сирии обе страны фактически являются врагами, преследующими противоположные интересы».
В провластных турецких СМИ встреча отмечена как начало «стратегического партнерства». В Европе и США не верят в искренность подобных турецких заявлений. В западных СМИ господствует скепсис, поскольку главная причина российско-турецкого водораздела — противостояние в Сирии сохраняется.
Турция и Россия до сих пор относятся к противоборствующим лагерям по Сирии, особо подчеркнуло влиятельное германское издание Sueddeutsche Zeitung.
Кроме того, из Германии еще раз напомнили, что уж так исторически сложилось, что Россия и Турция — не союзники, а, скорее, даже наоборот. Для России Турция никогда не была близким стратегическим партнером.

Поэтому в зарубежных оценках визита Эрдогана в Россию на первый план выдвигается чисто показная сторона дела. Оба лидера заинтересованы в «публичной демонстрации любви», чтобы показать Западу, что напряженные отношения не оставили их в изоляции, написало американское издание New York Times. Оба оказавшиеся «в изоляции» президента предпринимают усилия, чтобы продемонстрировать себе и миру, что у них остаются друзья на высшем уровне за рубежом.

«Маловероятно, что российско-турецкие отношения немедленно вернутся на прежний уровень, учитывая количество гневной риторики, которой стороны обменялись в последние месяцы», — полагают в британской Guardian. «Пустословия под самодержцев», — комментируют с нескрываемым пренебрежением политический итог визита Эрдогана в Россию германская Die Zeit. «Эрдоган встретился с Путиным. Но это брак по расчету», — считают во Frankfurter Allgemeine Zeitung. «У двух самодержцев любовь и ненависть близки. И оба хорошо знают, что самая сложная риторика в первую очередь затрагивает внутреннюю политику и, следовательно, может быстро превратиться в свою противоположность», — предупреждает Die Welt.

Главные мотивы нормализации российско-турецких отношений в Германии видятся в экономической сфере. После инцидента с российским бомбардировщиком Россия ударила по Турции экономическими санкциями. Два важнейших энергетических проекта с участием России были заморожены. Сейчас лидеры России и Турции пообещали перезапустить ключевые энергетические проекты. Турецкий лидер призвал вернуть экономические отношения между двумя странами «к их докризисному уровню, или даже выше». Путин, в свою очередь, заявил, что Россия будет постепенно снимать экономические санкции с турецких компаний. Однако, похоже, проблема восстановления экономических отношений и газопровода — эта тема, которая меньше всего интересует комментаторов визита Эрдогана в западных СМИ, поскольку в любом случае восстановление и потенциальное расширение экономических контактов с Россией не сможет стать для Турции заменой ее хозяйственных связей с ЕС. В Германии убеждены, что Россия с экономической точки зрения слишком слаба, чтобы стать для Турции альтернативой Европе.

Помимо внешней символики и задачи восстановления экономических отношений оба лидера имеют конкретный интерес к ослаблению напряженности вокруг Сирии и решению сирийской проблемы. Накануне визита пресс-секретарь Эрдогана в интервью ТАСС заявил, что турецкое руководство хотело бы в сотрудничестве с Россией как можно скорее содействовать политическому переходу в Сирии. Однако далее доверенный сотрудник турецкого президента добавил, что «нельзя говорить о политическом переходе в Сирии, пока Башар Асад остается у власти». Несмотря на заявленное намерение восстановить отношения с Россией, президент Турции лично в интервью французскому изданию Le Monde категорически отверг возможность изменения позиции по Сирии.

«Неужели в Сирии, кроме Асада, некому возглавить государство?», — задавал он риторический вопрос журналистам из французской Le Monde. Поэтому весьма показательно, что на совместной пресс-конференции Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге, состоявшейся после переговоров по экономическим отношениям, проблема Сирии была откровенно обойдена стороной. Она обсуждалась после пресс-конференции на отдельном заседании глав государств. Ее итоги неизвестны. Проблема Сирии настолько сложна и позиции обеих сторон настолько разные, что она была полностью исключена из совместной пресс-конференции, объяснила ситуацию германская Die Welt. В западных СМИ ищут признаки компромиссного сближения позиций Турции и России по Сирии и почти их не находят. Россия уже перестала настаивать на отдельном курдском представительстве на мирных переговорах в Женеве, подметили малую подвижку в New York Times. Каких-либо изменений позиций Турции на просматривается.

Особо отметим, что накануне визита турецкого президента Владимир Путин внес на ратификацию в Госдуму соглашение между РФ и Сирией о размещении авиационной группы ВС РФ на территории Сирии на бессрочный период и на безвозмездной основе в районе аэродрома Хмеймим, провинция Латакия. Очевидно, что подобный демонстративный шаг был явно адресован туркам, которых не устраивает постоянное размещение российских военных по иную сторону от проливов. В свою очередь турецким демонстративным козырем на переговорах могли стать неудачные для Асада и России военные действия в Алеппо. За снабжением и подготовкой местных группировок боевиков стоит именно эрдогановская Турция. Таким образом, накануне визита Эрдогана в Россию стороны косвенно обменялись неприятными друг для друга уколами при том условии, что внешне ситуация по Сирии после переговоров как бы вернулась к октябрю 2015 года, к моменту до инцидента с российским бомбардировщиком.

Источник: EADaily