7 Июнь, 2016 8:26

Умер Александр Глезер – один из ярчайших представителей Третьей волны эмиграции из бывшего СССР

Умер Александр Глезер –  один из ярчайших представителей Третьей волны эмиграции из бывшего СССР

Вчера, 4 июня, на 82-м году жизни скончался поэт, переводчик, публицист, коллекционер современного искусства и издатель Александр Глезер, чье имя неразрывно связано с русско-американской культурной жизнью конца 20-го века.  Он умер вчера в Париже, где постоянно жил и работал последние годы. 

Александра Глезера можно смело отнести к наиболее ярким представителям Третьей волны эмиграции из бывшего СССР.  В 80-е и 90-е годы прошлого столетия он жил и работал на три страны, вернее сказать на три города – Париж, Нью-Йорк и Москву. 

Родился Александр Глезер в 1934 г. в Баку, детство провел в Уфе. Закончил инженерно-экономический факультет Московского нефтяного института. Работал инженером на режимном предприятии (в «ящике»). С 1961 г. начал заниматься литературной деятельностью и поэтическими переводами. 

Тогда же Александр Глезер был активным участником нон-конформистского сообщества, неофициального художественного процесса и самиздата, а также начал собирать свою знаменитую коллекцию современной живописи, часть которой позже вывез за границу. Глезер был одним из организаторов легендарной «бульдозерной выставки», после которой в 1975 году он покинул СССР.  История его эмиграции с драматическими обстоятельствами вывоза рукописей, архивов и художественных коллекций из СССР) описана в его мемуарах «Человек с двойным дном».

На основе художественных произведений, которые удалось вывезти, в январе 1976 г. в Монжероне под Парижем Александром Глезером был создан Музей современного русского искусства в изгнании (MORA), который  впоследствии вместе с собранием работ переехал в Джерси-Сити, штат Нью-Джерси.

Так же он основал на Западе издательство «Третья волна», в котором выходил одноименный альманах (19 номеров в 1976—1986 гг.) и журнал «Стрелец» (с 1984 г.; выходил в России, как альманах). Составил вместе с Сергеем Петрунисом антологию «Русские поэты на Западе».

В Нью-Йорке он тесно сотрудничал с изданием «Новый Американец» и «Новое русское слово» в 80-е, а  также с газетой «Печатный орган» – в 90-е.

До самого последнего времени Александр Глезер занимался выставочной и издательской деятельностью, часть которой перенес и в Россию, вернувшись в Перестройку с большим количеством проектов, самым известным из которых стала еженедельная газета «Русский курьер», почти полностью посвященная искусству и литературе. Александр Глезер — автор нескольких мемуарных и публицистических книг о современном русском искусстве. 

Александр Глезер будет похоронен в среду на русском участке кладбища Сен Женевьев де Буа в Париже.

Загрузка...
Loading...
��������...