31 Март, 2016 17:53

Тревожные признаки изменений климата в медиасфере РА

Тревожные признаки изменений климата в медиасфере РА

Аналитическая статья председателя Пресс-клуба Еревана Бориса Навасардяна, посвященная освещению важных событий на Южном Кавказе или важным для региона событий,  была опубликована на 6 языках на веб-портале JAMnews.

На фоне эскалации репрессий против журналистов в наиболее проблемных странах и скандальных изменений медийного законодательства в некоторых странах-членах Евросоюза Армения в плане свободы слова видится тихой гаванью.

На первый взгляд, здесь давно ничего не меняется ни в лучшую, ни в худшую сторону. Телевидение как главный источник информации остается под бдительным политическим контролем, радио завязло в музыкально-развлекательном формате, независимая расследовательская журналистика выживает исключительно за счет зарубежных грантов.

Зато свободу он-лайн и печатных СМИ ничто, кроме их финансовых возможностей, не ограничивает. Нет журналистов, попавших за решетку или под неподъемное бремя денежных штрафов. И даже «евразийские ветра», которых армянская продемократическая общественность опасалась после вступления страны в ЕАЭС, не нарушили внешний покой этой гавани.

Однако чуткие к атмосферным колебаниям наблюдатели не могут не замечать тревожные признаки изменений климата.

Показательной в этом смысле стала реакция представителей армянского истеблишмента на неудобные вопросы журналистов во время мероприятий в честь Дня армянской армии 28 января. «Опротивели уже!» – так директор службы национальной безопасности Горик Акопян (с 12-го февраля назначен советником президента) громогласно резюмировал свое прохождение через строй прессы, интересовавшейся ожидаемыми изменениями в его ведомстве.

А глава Араратской епархии Армянской Апостольской церкви Навасард Кчоян не нашел иного аргумента для отказа прокомментировать компрометирующие его слухи, кроме заявления журналистам: «Вы не являетесь представителями общественности» (мол, «я не обязан вам ничего объяснять»).

Видеосюжеты с этими эпизодами широко распространились по виртуальным просторам, вызвав массу откликов.

Главный редактор газеты «Аравот» Арам Абрамян попытался объяснить природу «высоких отношений» духовного пастыря и «силовика» с представителями СМИ в своей передовице: «…они уверены, что все журналисты — это «путающиеся под ногами», «кляузные», «пишущие на заказ» некие сомнительные личности, которых приходится терпеть по непонятным причинам».

Усиливающийся иммунитет к критике и пренебрежение репутационными рисками все больше присущ высшему чиновничеству и олигархам, ощущающим себя полноправными хозяевами страны и представленным, как правило, одними и теми же лицами. Их частные интересы и сопротивление реформам всегда были факторами, препятствующими прогрессу в разных сферах, в том числе в медийной. При этом забота о международном имидже – одна из тех самых «непонятных причин» – вынуждала официальный Ереван идти в каких-то вопросах на компромисс с гражданским обществом и отстаивающими свои права журналистами.

Как следствие, в конце 1990-х удалось предотвратить сохранение государственного вещателя, который, согласно законопроекту, прошедшему в парламенте первое чтение, должен был сосуществовать с вновь создаваемым де-юре общественным. Позже была отменена обязательная регистрация СМИ, отбиты поползновения на свободу интернета и попытки надавить на нелояльную прессу лавиной диффамационных исков от представителей околовластных кругов.

Подробности – здесь

 

 

 

Загрузка...
Loading...
��������...