21 Июль, 2015 9:36

Занусси : Невозможно быть патриотом, не будучи космополитом

Эксклюзив

Занусси : Невозможно быть патриотом, не будучи космополитом

09:47 | 21/ 07/ 2015В рамках XII Международного ереванского кинофестиваля агентству «Новости-Армения» удалось побеседовать с выдающимся кинорежиссером, сценаристом, обладателем венецианского «Золотого льва» и множества других международных наград Кшиштофом Занусси, который находился в Армении в качестве почетного гостя кинофестиваля.

«Новости-Армения» - Маэстро, зачастую обычному зрителю бывает трудно оценивать кинофестиваль подобного масштаба. Вы не первый год принимаете участие в «Золотом абрикосе», хотелось бы услышать Вашу беспристрастную оценку извне тут.

К.Занусси – То, что фестиваль существует - это уже огромный успех. Потому что фестивали очень часто умирают. Фестиваль становятся значимым только после 5-6 лет. Так что в этом смысле «Золотой абрикос» является серьезным.

Очень важно также то, что, вы, не будучи частью прокатного мира, благодаря фестивалю получаете уникальную возможность смотреть фильмы, которые иначе никогда бы не посмотрели. Это – некая рекомендация для изысканной публики, которая будет знать, что эти фильмы стоит посмотреть.

И, конечно же, фестиваль - это радость в стране, где киноиндустрия слабо развита.

«Новости-Армения» - Польская киноиндустрия одна из первых переняла у французов особенный вид бюджетного субсидирования в национальной киноиндустрии. Как на практике работает этот механизм?

К.Занусси - Прежде всего, это не связано с государственной сметой и не имеет отношения к политике. Потому что, если это было бы в смете, то каждый год при голосовании политики могли бы вычеркнуть кинематограф из списка. А тут политики ничего не решают и не имеют никакого влияния.

«Новости-Армения» - У нас, как и во многих других маленьких странах, в киноиндустрии время от времени появляются индивидуальности, однако, как концепция, кинематограф все равно остается недоразвитым. Как режиссер, прекрасно знающий, что такое кинематографическая «волна» и золотое поколение, как Вы прокомментируйте нынешнюю ситуацию в странах наподобие Армении?

К.Занусси - Я как бывший физик, думаю, что это проблема статистики. Есть определенная критическая масса. У румын, например, это уже получается. У них появился один талантливый человек, и коллеги начали с ним конкурировать.

Но для этого нужно какое-то начальное количество. Если производится 2-3 картины в год, то ни о какой школе не может быть и речи. А если есть количество, то есть также и шанс для появления той самой волны, о которой Вы говорите. Иран, например, добился этого достаточно легко, потому что хотя зарубежные картины и не попадают на их экраны, но в любом случае критическая масса там достигнута.

«Новости-Армения» - То есть кроме индустриальных нужны еще и социальные задатки?

К.Занусси - Да, но опять же нужно определенное исходное число, о котором я говорил. Если три - то ничего нельзя сделать, а если пять - то может что-то и получится.

«Новости-Армения» - Когда итальянского режиссера Дино Ризи в пожилом возрасте спросили «Что Вы делаете для молодых поколений, он ответил: «Старею»...

К.Занусси – (Смеется) В этом смысле я не совсем хорошо веду себя, потому что я продолжаю делать картины. В этом мире с огромным ускорением среди композиторов, писателей, художников очень много тех, которые на пике бывают короткое время. Остальные, как, например, Мэрил Стрип - исключение. Раньше это было не так, а сейчас все ускорилось. С увеличением скорости всегда появляется новое, что заставляет забыть старое.

«Новости-Армения» - Вы стараетесь технологически идти в ногу во временем или придерживайтесь Вашего классического киноязыка?

К.Занусси - Язык кино изменился, и если я связан с тем языком, с которым я работал - значит я не иду в ногу со временем. Сегодня, например, принят абсолютно линеарный сюжет теленовеллы, и это в корне отличается от того, что делал Годар или Рене, ранний Орсон Уэллс или Бергман. Например, только спустя многие годы, мне удалось систематически посмотреть картины Романа Балаяна. Он великолепный режиссер, И у него тоже язык, который был 30 лет назад, а сегодня об этом и подумать невозможно. Однако эти изменения не означают прогресса в кино. И вообще у нас ошибочное представление о прогрессе.

30 лет назад я летел на самолете Конкорд. Я летел всего три часа из Лондона в Нью-Йорк. Сегодня это невозможно - все самолеты летают гораздо медленнее. Конкорд убила экономика. Цены на бензин выросли и было решено, что лучше сделать самолеты подешевле, и не важно, что они будут летать медленно. Тоже самое происходит и с кино.

«Новости-Армения» - Как европеец, чем Вы объясняете фестивальные тенденции, связанные с кино с «нетрадиционной» в сексуальном смысле тематикой?

К.Занусси – Если вы вспомните Платона и Аристотеля, то поймете, что немногое может быть более традиционным, чем гомосексуализм. А что касается фестивального тренда, то это совсем другое. Сексуальные, национальные и другие меньшинства - они всегда окружают то пространство, которое связано с принятием решений в сфере культуры. Это называется «надрепрезентация».

Сегодня это так, однако, завтра грянет революция, все тенденции будут сметены и на их место придут новые. Сейчас мало личностей, которые определяют характер того или иного фестиваля. В этом плане, думаю, что ваш фестиваль имеют хорошую репутацию, так как у вас нет этой самой тенденциозности.

«Новости-Армения» - Как Вы относитесь к разделению кино между «мейнстимом» и «артхаусом»?

К.Занусси - Конечно же, это разделение, в первую очередь, исходит от прокатчиков. Когда я голоден, я могу пообедать в МакДональдсе, но могу пойти в элитный ресторан и отведать деликатесов. Или другой пример - я могу купить серийную одежду или же отправиться к портному. Кстати, у меня еще есть портной. Он, правда, в два раза дороже, но когда я толстею, только он умеет сделать так, чтоб этого не было видно (смеется).

«Новости-Армения» - Вы согласны с тем, что многие манипулируют жанром авторского кино, маскируя таким образом отсутствие настоящей мысли и настоящей художественности.

К.Занусси - Это все правда. И поэтому публика тоже часто не доверяет. Были времена, когда люди доверяли фестивалям. Если картина получила награду - то мы чувствовали, что обязаны ее посмотреть. А сейчас бездарные картины могут получать главные награды, так как методом BAFTA, Сезар, Оскар и другие работают по принципу плебисцита. Кто голосует на Оскаре? Тысячи гримеров, ассистентов подтверждают своим голосованием то, что рынок уже выбрал, внеся, в лучшем случае, малейшие изменения.

Сейчас, к сожалению, решает не авторитет, а толпа.

«Новости-Армения» - Чувствуете ли Вы сильную привязанность к Польше или Вы больше космополит?

К.Занусси - Я, однозначно космополит и у меня сильная привязанность к Польше. Дело в том, что понятие космополит иногда не совсем правильно трактуется. Я убежден, что нельзя быть патриотом, не будучи при этом космополитом.

В противном случае это будет слепая любовь, а любая слепая любовь - разрушительна. Это приводит к национализму. И только являясь космополитом, ты можешь любить свою родину по настоящему - как маму, ребенка, как семью, т.е. со всем достоинствами и со всеми недостатками.

Так что быть космополитом – обязательно для того, чтобы быть патриотом. -0-

Загрузка...
Loading...
��������...