20 Июль, 2015 12:08

‘ОБДУМЫВАЮ ФОТОЦИКЛ ‘ГЛАЗА АРМЯН…’

Гостем фестиваля
современного искусства и духовных фильмов "Фреско" стал знаменитый
израильский фотограф Дмитрий БРИКМАН. Он известен на весь мир своим жанром
фотоперевода. Особенно знамениты его выставка
"Иерусалим - не просто город" и одноименный альбом, а также
практическое руководство по фотографическому искусству "Увидеть увиденное".
Кстати, в Армении Брикман провел одноименный мастер-класс, а на территории
Лебединого озера открылась фотовыставка художника, которая продлилась до самого
конца фестиваля. Отметим, что наш гость ведет регулярную рубрику
"Фотозаметки" на портале Newsru.co.il, а также передачу "Детские
недетские вопросы" на интернет-телевидении Iton.tv. Об этом и многом
другом Дмитрий Брикман поведал в эксклюзивном интервью "ГА".

- Когда и почему
вы начали фотографировать и что для вас фотография?

- Фотография - способ увидеть мир. Ни в коем случае не
"фотография ради фотографии". Я фотографирую, чтобы сначала самому
что-то понять, а потом объяснить другим.
Фотография - это инструмент, как для вас блокнот, ручка, диктофон и прочее.
Фотография, сделанная на улице, это пока еще просто материал. Это как в
скульптуре – "беру камень и отсекаю лишнее". Фотография приходит с
улицы, а потом ты начинаешь в ней разбираться, обдумываешь, вглядываешься,
рассматриваешь. Не каждая фотография достойна стать черно-белой… А вообще по
жизни я много чем занимаюсь помимо фотографии. Фотографировать начал в детстве.
Потом, когда повзрослел, это стало делом осознанным. В 1991 году из
Санкт-Петербурга приехал в Иерусалим.
Приехать в город и увидеть его - две разные вещи. Неправильно входить в него с
абсолютным пониманием, что есть Иерусалим. Надо войти с чистого листа… У меня
возникла потребность увидеть, осознать, понять, что это за город. Вот где мне
помог фотоаппарат. И потом, фотография доступна всем, и это замечательно.

- Тогда что для
вас есть город, его образ? Это, наверное, прежде всего люди, пейзаж
человеческого лица?

- Да, конечно, город - это всегда люди, в первую очередь
и прежде всего люди. Вот, например, в Ереване девушки-волонтеры сопроводили
меня в магазин, где бы я мог купить четки. Большой их поклонник, так сказать,
коллекционирую. На одном Вернисаже
сколько купил! Дошли мы до магазина, где предполагалось найти все это добро.
Думали, скоро выйдем. А вышли после 4 часов, проведенных в его стенах - когда
закончилось все вино, весь коньяк. Его хозяин - замечательный человек Саак
Петросян, мы с ним долго говорили. И я очень много чего узнал об Армении, о
Ереване. Туда заходили люди, и мы беседовали. Я столько всего интересного и
полезного познал. Камни сами по себе ничего не стоят. Нужно быть очень сильно
японцем, чтобы жить в Саду камней. Люди - самое главное в мире, во Вселенной.
Они выражают образ современности. В одном человеке можно увидеть все что угодно. "Человеку нужен человек"
- вспомните знаменитую фразу из "Соляриса" Лема. Она мне очень сильно
нравится.

- Говорят, глаза -
это зеркало души. Что вы видите в глазах армян, когда ходите по городу и
фотографируете?

- На самом деле, что есть современный человек? Как
говорится, "люди не изменились, их только квартирный вопрос испортил".
Кстати, я еще много рисую и человеческие руки. Считаю, что руки могут
рассказать о человеке очень многое, это
тоже портрет. Сейчас серьезно думаю
сделать серию фотографий "Глаза армян". Вообще я не делю людей по национальностям,
или по признаку расы, или вероисповедания. Это, на мой взгляд, неправильный
подход. Ну да, я много ходил по городу, был на проспекте Баграмяна, где
проходила акция протеста. Долго и глубоко вглядывался в людей, наблюдал за
ними. В них много человечности, доброты, взаимопомощи. В людях здесь очень
много тепла, много радости. Я не видел агрессии. Очень было остроумно написано:
"Это не майдан, это Маршал Баграмян". Домашняя ситуация. Армения –
"домашняя" история.

- Давайте от темы
социального протеста перейдем к жанру фотоперевода…

- Ну, я заболел книгой Экклезиаста. Это библейская книга
царя Соломона, но она как-то выпадает из общего строя Библии, на мой взгляд.
Она написана в жанре исповеди, очень честная, очень откровенная. Не как Библия,
которая очень дидактична. Я, знаете, человек
светский, отнюдь не религиозный. Однажды был в Макао. Это вроде Китай,
но Макао не похож на остальной Китай,
больше на Лас-Вегас. Хотя там есть и Старый город, куда я и пошел. Вдруг
вижу, идет вереница людей и, доходя до какого-то определенного места, она это
место огибает. Я пригляделся – там сидел пожилой китаец с лицом сплошь в
глубоких морщинах. Есть такие люди, которых толпа обходит. Я не обошел, подошел
к нему, присмотрелся и начал думать. Какие-то мысли не отпускали меня по
возвращении. И меня озарило, понял, что очень долгое время я фотографировал
образы из Экклезиаста. Потому что, во-первых, это потрясающе образная книга,
книга, наполненная выразительными образами. Образами, которые очень современны
и сегодня. У меня такое впечатление, что Экклезиаст - это мудрый старец. И мы
сидим с ним в пабе, пьем пиво или виски, щелкаем орешки и он рассказывает мне о
своей жизни. Это потрясающее явление. Получилось так, что языком фотографии,
языком изображения я перевожу библейскую книгу Экклезиаста, интерпретирую ее на
современный манер, нахожу ее актуальное воплощение в людях, живущих сегодня.
Да, это фото и это перевод, ведь все на свете - это текст. Вот ваше лицо - это
тоже текст, который может сказать о вас значительно больше, чем вы сами о себе
расскажете.

- А что,
собственно, связало вас с Арменией?

- Первое - это дудук. Я его очень люблю, обожаю музыку
Дживана Гаспаряна. У меня есть все его
диски, все записи. Когда снимал Экклезиаста, поставил туда мелодию
"Дле яман"- это было превосходно. Потом убрал мелодию дудука и понял
- нет, ничего другого рядом с текстом
Экклезиаста невозможно представить. Разве только Комитаса. Это святая музыка.
Дудук для меня - отдельная история. Вон, даже купил непрофессиональный дудук на
Вернисаже. Спасибо продавцу, что, прежде
чем продать его мне, сначала научил держать его в руках. Что ж, буду
практиковать и дальше. Хорошее приобретение, хорошая история! Ну и, собственно,
Гевонд Оганесян, отец Гевонд, Гевонд вардапет. Низкий мой поклон и почтение
земле армянской за то, что она родила такого человека, как Гевонд Оганесян. Вот
для меня он - человек Иерусалима. А ведь он еще и фотограф. И каждый день на
своей страничке в социальной сети Фейсбук он ставит добрые, светлые фотографии
с надписью "Доброе утро. Храни вас Господь!" Я глубоко уважаю его и
горд знакомством с ним. Он абсолютно открытый человек… Ну и теперь случился
кинофестиваль "Фреско", фестиваль с духовно-моральной тематикой, с
миролюбивым посылом, на который я и приехал. Приехал "чистого листа".
Посмотрим, что получится... Но я уже окрестил "Фреско" "фестивалем добра..."

Загрузка...
Loading...
��������...