Домой Азербайджан Адвокаты Интигама Алиева заявили в суде о политическом характере его преследования

Адвокаты Интигама Алиева заявили в суде о политическом характере его преследования

449
0

На процессе по делу главы Общества правового просвещения Интигама Алиева в Азербайджане состоялись заключительные выступления адвокатов. Защита заявила о несостоятельности и политическом характере обвинения.

Как писал «Кавказский узел», глава организации «Общество правового просвещения» (ОПП) Интигам Алиев обвиняется в уклонении от уплаты налогов, незаконном предпринимательстве, присвоении или растрате в крупном размере. 14 апреля прокурор попросил суд признать Алиева виновным и приговорить его к 10 годам колонии общего режима. Правозащитник свою вину отрицает.

В заключительном слове на процессе по делу правозащитника Интигама Алиева в Бакинском суде по тяжким преступлениям адвокаты призвали суд вынести оправдательный приговор. Выступление самого Алиева состоится 22 апреля.

«Благодаря Алиеву были подготовлены тысячи юристов»

На сегодняшнее заседание суда по делу Алиева в зал, рассчитанный на 30 мест, пришли до пятидесяти человек. На скамейках, предусмотренных для трех человек, рассаживались по четверо, а то и пятеро человек, отмечает корреспондент «Кавказского узла».

При этом в первых рядах расположились представители адвокатуры из числа бывших студентов и слушателей Алиева.

Первой с заключительным словом выступила молодой адвокат Шахла Гумбатова, также проходившая курсы обучения адвокатской практики у Алиева. Несмотря на то, что это был первый процесс Гумбатовой в качестве адвоката, она держалась уверенно.

Адвокат фактически стала главной выступающей, изложив в ходе часовой речи позицию защиты по всем пунктам обвинения, заявив об их несостоятельности.

«Многомесячный судебный процесс завершается. Интигам муаллим (буквально учитель, форма почтительного обращения к мужчине) имеет незаменимые заслуги в области права. С помощью реализованных им проектов были подготовлены тысячи юристов. Ему были выдвинуты обвинения по пяти статьям. Все они несостоятельны, и главной причиной его уголовному преследования является его правозащитная деятельность», — заключила Гумбатова.

Интигам Алиев включен в список политзаключенных Азербайджана, совместно подготовленный активистами ряда общественных организаций. Возглавляемое Алиевым Общество правового просвещения оказывало правовую поддержку подающим заявления в Европейский суд по правам человека и вело образовательные программы для юристов, многие из которых позднее защищали в судах политзаключенных. Читатели «Кавказского узла» присудили Интигаму Алиеву третье место в семерке равных по итогам конкурса «Герой Кавказа-2013». На «Кавказском узле» в разделе «Персоналии» опубликована биография Интигама Алиева.

«Министерство юстиции и прокуратура действовали сообща»

Адвокат Шахла Гумбатова обратила внимание, что Алиеву предъявлено обвинение в реализации проектов без регистрации грантов в министерстве юстиции, что было квалифицировано как «незаконное предпринимательство».

При этом она обратила внимание на то, что в статье 191.1 УК Азербайджана дано определение понятия «незаконное предпринимательство». По мнению Гумбатовой, в действиях Алиева не было ни одного из признаков преступлений, указанных в Уголовном кодексе.

«Интигам Алиев проводил мониторинги судебных процессов, тренинги для юристов, издавал на азербайджанском языке решения Европейского суда по правам человека, помогал гражданам в направлении жалоб в Страсбургский суд, занимался иной подобной просветительской и правозащитной деятельностью. Все это не имеет отношения к предпринимательской деятельности и тем более не требует лицензирования. Что касается причастности к сделкам с предметами, оборот которых ограничен, то в этой стране больше всего ограничены права человека. И Интигам Алиев именно за деятельность в этой сфере сегодня находится здесь», — сказала Гумбатова.

С другой стороны, продолжила адвокат, несостоятельны утверждения о том, что гранты осуществлялись без регистрации в Минюсте.

 «Интигаму Алиеву инкриминируется реализация 13 проектов без регистрации грантов. Во-первых, семь проектов были реализованы до декабря 2009 года, когда регистрация не требовалась. Но даже эти гранты были зарегистрированы. Просто Минюст отказался предоставлять нам эти сведения, а уведомления о регистрации, которые были у Алиева, были изъяты во время обыска в офисе Общества правового просвещения. Естественно, Минюст и прокуратура действовали сообща», — заявила Гумбатова.

«Даже если допустить, что Интигам Алиев не представил гранты на регистрацию, то за это полагаются административные штрафы, но никак не уголовная ответственность», — добавила адвокат.

«Алиев мешал властям своей правозащитной деятельностью»

Обвинения в присвоении средств также несостоятельны, поскольку это предусматривает расхищение или присвоение чужого имущества, продолжила Гумбатова. В данном случае, отметила адвокат, речь идет о грантах.

Однако доноры заявили об отсутствии претензий и представили документы, что довольны ходом реализации проектов, подчеркнула Гумбатова. Выдвинутое прокуратурой обвинение в присвоении средств «базируется на голословных утверждения бывшего бухгалтера ОПП Гюльшан Оруджевой», считает адвокат.

«Следствие утверждает, что Интигам Алиев присвоил 119 тыс. манатов (около 155 тыс. долларов по тогдашнему курсу). Представители следствия утверждают о наличии 79 платежных поручений, якобы подписанных Интигамом Алиевым, реально же приложены к делу 20 платежных поручений и подписи Алиева явно сфальсифицированы. Несмотря на наши настойчивые ходатайства, суд не назначил почерковедческую экспертизу. Суд должен был выявить истину, а вместо этого суд покрывает фальсификации», — сказала Гумбатова.

Несостоятельность обвинений в присвоении средств автоматически снимает вопрос и с утверждениями следствия о «злоупотреблении должностными полномочиями» и «должностном подлоге», продолжила адвокат.

«Все обвинения незаконны. Этот человек мешал своей правозащитной деятельностью. Властям надо было арестовать его, поскольку другого выхода заставить его замолчать не было», — заявила Гумбатова, призвавшая суд оправдать Алиева.

«Обвинение в уклонении от уплаты налогов является необоснованным»

Адвокат Джавад Джавадов начал свое выступления с сообщения о том, что в 2011 году врачи «рекомендовали Алиеву изменить образ жизни» и «ограничить трудовую деятельность».

При этом он обратил внимание на нарушение закона при изъятии следствием документов у Алиева.

«Документы забирали охапками, заполняя в мешки, никакой описи не было. Нам документы не вернули, и тем самым ограничив в возможностях построить линию защиты», — сказал Джавадов.

Адвокат указал, что на момент ареста Алиева «против него не было никаких доказательств вины».

«Проверочная комиссия из числа специалистов Минфина, министерства налогов и совета по господдержке НПО была создана 1 августа 2014 года, за неделю до ареста Интигама Алиева. Свои же выводы о «финансовых нарушениях» она представила только 20 ноября», — сказал Джавадов.

Адвокат выразил мнение, что судебное следствие проводилось «в нарушение требований Европейской конвенции по правам человека».

«Жалоба на арест уже рассматривается в Страсбургском суде. Но все еще не поздно восстановить справедливость в Азербайджане. Прошу суд вынести оправдательный приговор», — заключил Джавадов.

Адвокат Эльчин Садыгов указал на необоснованность обвинения в уклонении от уплаты налогов. Следствие утверждает, что Алиев не уплатил налоги на сумму 65 500 манатов (82,5 тыс. долларов).

Однако, как подчеркнул адвокат, следствие проигнорировало норму закона об освобождении грантов от НДС. Помимо того, допущены нарушения норм законодательства в самой налоговой проверке. Так, проверке может подвергаться деятельность за последние три года, в случае с Алиевым ревизия была устроена в рамках шестилетнего периода, отметил адвокат.

«Алиев занимался общественно-полезной деятельностью»

Уголовное дело против Алиева является «издевательством над правом и отрицанием юридической науки», заявил в ходе заседания суда адвокат Фахраддин Мехтиев.

При этом он указал, что следствие не представило ни одного факта доказательства присвоения средств Алиевым.

«Лишь бывший бухгалтер Гюльшан Оруджева дала показания, что средства, переводимые на счет своей сестры, потом обналичивались и передавались Алиеву. Ее сестра Афсана Оруджева сказала, что слышала от Гюльшан Оруджевой, что якобы та передавала деньги Алиеву, а сама не было свидетелем этого. То есть слова Афсаны Оруджевой, согласно закону и праву, не могут считаться доказательством», — сказал Мехтиев.

«Интигам Алиев не только не совершал общественно опасные деяния, он занимался общественно-полезной деятельностью. Причем все его просветительские проекты осуществлялись за счет помощи иностранных доноров, а не за счет государства. С этих средств платились налоги в госбюджет, платежи в пенсионный фонд», — отметил адвокат.

Мехтиев указал, что Алиев выиграл 40 дел в ЕСПЧ, еще 40 дел находятся на стадии рассмотрения. Интигам Алиев преподавал в ведущих частных университетах, участвовал в подготовке тысяч юристов, заметил адвокат.

Прокурор Фарид Бекиров воспользовался правом реплики и сказал, что не согласен с заявлениями адвокатов. Адвокаты «интерпретируют закон и ход судебного следствия в пользу защиты обвиняемого», сказал в ходе заседания суда прокурор.

Судья назначил заключительное выступление Интигама Алиева на 14.00 22 апреля.

«Мы планируем направить в ЕСПЧ вторую жалобу»

Процесс по делу Интигама Алиева «является необъективным», заявил в интервью корреспонденту «Кавказского узла» адвокат Эльчин Садыгов.

«Суд отклонил или оставил нерассмотренными большинство наших ходатайств, не была назначена почерковедческая экспертиза, не возвращены изъятые из офиса Интигама Алиева документы. Суд тем самым нарушил принцип состязательности, создав преимущества стороне обвинения. Это уже само по себе нарушает право на справедливое судебное разбирательство. Жалоба Интигама Алиева уже находится на рассмотрении ЕСПЧ в приоритетном порядке. Очевидно, мы подадим и вторую жалобу, по существу уголовного дела, потому что не ожидаем от суда справедливого приговора», — сказал Садыгов.

Адвокат не исключил, что приговор будет вынесен уже 22 апреля, после заключительного выступления Алиева.

Адвокаты Интигама Алиева «полностью разоблачили ложь следствия», считает глава Общественного альянса «Азербайджан без политзаключенных» Огтай Гюльалыев.

«Мы были убеждены в невиновности Интигама Алиева. Но сегодня адвокаты юридически обосновали бездоказательность обвинения. Как оказалось, все уголовное дело — это набор голословных утверждений», — сказал Гюльалыев.

Летом 2014 года в Азербайджане прошла волна арестов оппозиционных политических деятелей, журналистов, правозащитников. Информацию об этих арестах «Кавказский узел» объединил в справочном материале «Преследование правозащитников и гражданских активистов в Азербайджане (2014)». Случаи преследования активистов в регионах Кавказа освещаются «Кавказским узлом» на тематической странице «Преследование активистов».