20 Апрель, 2015 15:56

ХУДОЖНИК, НЕСУЩИЙ КРЕСТ

Творчество художника-миниатюриста
Эдуарда Ханояна хорошо известно не только в Армении и Арцахе, но и за рубежом. Его
графические кресты невиданной красоты и тонкой ручной работы находятся сегодня
в частных коллекциях Канады, США, Италии, Франции, Германии, Австралии и других
стран и континентов. Но выставляться Эдуард предпочитает дома, на родной
армянской земле, с которой связан не только душой и сердцем, но и крепкими
узами национальных традиций. На днях создатель миниатюр третьего тысячелетия,
как однажды назвали Ханояна видные искусствоведы Генрих Игитян и Саро
Саруханян, представил на суд ереванцев
очередную экспозицию, открывшуюся в Центре народного творчества им.Ов.Шарамбеяна.

"ЧЕТЫРЕ КРЫЛА, ЧЕТЫРЕ ЛУЧА, ЧЕТЫРЕ АНГЕЛА" - ТАК
НАЗВАНА ВЫСТАВКА
, продлившаяся всего два дня, но собравшая целую армию посетителей и
поклонников творчества этого мастера филигранного искусства. 80 уникальных
крестов-миниатюр – это лишь малая толика работ, созданных Эдуардом Ханояном за
годы творчества в новой ипостаси. Ведь прежде, чем обратиться к миниатюре, он
успел получить профессию мастера по обработке ювелирных изделий, поработать на
фабрике сувениров и даже посвятить себя реставрации металлических экспонатов
Этнографического музея Армении в Сардарапате.

Выставка открылась в присутствии видных деятелей
отечественной культуры – художников, скульпторов, писателей, поэтов. Среди
гостей Ханояна в этот день были посол России в РА Иван Волынкин, почетный
консул Сербии в Армении, писатель и переводчик Бабкен Симонян и другие
официальные лица. "Крест, как и душа, не имеет родовой принадлежности. В
работах Эдуарда Ханояна можно увидеть и нежные, изящные кресты, схожие статью с
гибкими танцовщицами, и воинствующие,
мужественные кресты. Они, словно киликийские рыцари, предстали перед нами, дабы
озвучить послания предков", - заметил директор Центра народного творчества
Овик Овеян.

"Армянские кресты существуют более 1700 лет,
подтверждая, что такой талантливый народ, как наш, никогда не пропадет и выстоит
перед любыми трудностями, - сказал Бабкен Симонян. – Я знаю Эдуарда много лет и
не раз был свидетелем не только его персональных выставок, но и самого процесса
работы. Я видел, как он создает кресты, часами просиживая над бумагой, отрывая
частички своей души и передавая их поначалу холсту, а затем и посетителям своих
выставок".

Действительно, душа автора, его тепло и любовь к своим
миниатюрным "детищам" сквозит в каждой линии, детали, узоре и
цветовом оформлении графических крестов. Словно продолжая традиции великих
армянских художников-миниатюристов Момика, Тороса Таронаци, Тороса Рослина,
Саркиса Пицака и других, глубоко национальных и самобытных, Эдуард Ханоян
строит на их основе свою особую школу миниатюры, главным "персонажем"
которой является крест.

ПРИ ЭТОМ КРЕСТЫ
НАРОДНОГО МАСТЕРА АРМЕНИИ НЕ СИМВОЛ МУЧЕНИЧЕСТВА И ТЯЖЕЛОЙ НОШИ
, которую он взвалил на свои
плечи и несет сквозь годы. Кресты Ханояна – символы веры, надежды, любви, силы
и мужества, которые, несмотря на трагичные страницы истории армянского народа,
в веках сохраняли его существование, тягу к жизни, волю к борьбе. Это цветущие
кресты с особыми орнаментальными ответвлениями и ленточным, а порой и арочным
обрамлением, олицетворяющие животворящую силу христианского символа, в отличие
от креста-наказания. В то же время эти миниатюры – потрясающие произведения
искусства, аналогов которым нет в мире.

Особенность крестов Ханояна – в их единичности: ни одна
из миниатюр, а их сегодня создано около
9.000 не повторяется. Сохраняя общность традиционной символики, Эдуард нередко
использует такие национальные символы, как гранат, виноград, крылья ангелов и
некоторые другие, закрепляя их в разных
формах, линиях и композиционных решениях. Его миниатюры - уникальные по
художественному уровню и образному мышлению, схожи с искусством армянских
вышивальщиц, столь детально продуман каждый штрих, так ажурны узоры,
расположенные в нерушимой симметрии. При этом каждый крест имеет свою философию
и предназначение, которые, порой, не может разгадать даже сам автор. Ведь
начало необычному творчеству было положено неким знамением свыше, Божьей волей,
заставившей его однажды взглянуть на небо и увидеть там необычный объект.

"Это не было моей фантазией. Заметив нечто, схожее с
перышком, которое, приближаясь, стало походить на необычный космический объект,
я подозвал жену, ставшую невольным свидетелем небесного чуда, - рассказывает
Ханоян. – Через несколько дней я внезапно проснулся среди ночи и, повинуясь
неведомой силе, взял ручку, бумагу и принялся рисовать. Я рисовал миниатюры
одну за другой, не понимая их предназначения. Позже специалисты сказали, что в
моих работах есть некий код, тайнопись, которые нуждаются в расшифровке и
серьезной аналитической работе искусствоведов".

Сам мастер делит свои кресты на три основных вида. Это
духовные кресты, ювелирные, которые можно использовать для изготовления
украшений, и научно-космические, издали имеющие очертания символа христианства,
а при близком рассмотрении теряющие крестообразный контур. В коллекции Ханояна
есть не только армянские кресты. Прекрасный знаток религиозной живописи разных
христианских направлений, он нередко изображает православный крест, характерный
для русской церкви, или грузинский с устремленными вниз крылами.

МНОГИЕ МИНИАТЮРЫ
ЭДУАРДА ХАНОЯНА УВЕНЧАНЫ ЗАГЛАВНОЙ БУКВОЙ "Э" АРМЯНСКОГО АЛФАВИТА
. Может показаться, что автор
начертал на работе первую букву своего имени, однако всматриваясь в творческий
путь мастера, понимаешь, что за буквенным знаком скрыто слово "эутюн"
(сущность), столь важное как в философской науке, так и теософии и теологии. На
большинстве крестов Ханояна - символ солнца, традиционный для армянской
культуры, изваянный на многочисленных хачкарах и даже наскальных рисунках
дохристианской эпохи. Словно продолжение знака "сущности", графическое
изображение солнца говорит нам о вечности, в основе которой мастер хочет видеть
такие нравственные понятия, как добро, позитивная энергия, душевное тепло.

Особо следует отметить цветовое решение миниатюр Эдуарда
Ханояна, который обогатил средневековое понятие цвета в этом направлении
живописи, придав оттенкам особую яркость и новизну. Используя акриловые краски,
он не боится экспериментировать, находя свое место для каждого мазка из богатой
живописной палитры. Да и работы свои художник-миниатюрист предпочитает доводить
до конца с первого прикосновения кисти к холсту: так его художественное слово
становится четким и досказанным.

Самая большая работа Эдуарда Ханояна – метровый крест,
находится в Венеции, в Конгрегации мхитаристов на острове Святого Лазаря. Один
из экспонатов нынешней выставки он намерен преподнести Католикосу всех армян
Гарегину II, который не раз отмечал благодарственными письмами и дипломами
творчество Ханояна. Другой экспонат предназначен для Папы Римского Франциска, и
еще один – для Патриарха Московского и всея Руси митрополита Кирилла. Ведь год
назад в России был издан альбом с миниатюрами Ханояна, вызвавший большой
интерес у ценителей этого вида изобразительного искусства.

Выставку
"Четыре крыла, четыре луча, четыре
ангела" Эдуард Ханоян посвятил 100-летию Геноцида армян. "Мне
хотелось внести свою лепту в поминовение жертв ужасной трагедии, - заметил
художник. – Ведь мои предки – выходцы из Муша и Карса, исторических армянских
земель, породивших немало талантливых сынов нашего народа. Ведь крест – это дар Божий, который нам, армянам,
дано нести свыше".

Загрузка...
Loading...
��������...