15 Апрель, 2015 22:22

ОБРАЩЕНИЕ ‘ТАГАРАНА’

В зале Дома
камерной музыки царило воодушевление. Ансамбль "Тагаран" во главе с
руководителем и дирижером Седраком Ерканяном представил аудитории камерную
монооперу Эдуарда Садояна "Записки Марии Волконской", написанную для
камерного оркестра, чтеца и сопрано.

МАЛО КТО ПОМНИЛ
ЭТО ПРОИЗВЕДЕНИЕ, ОНО БЫЛО СОЗДАНО В 1978
г. и в
первый раз прозвучало в Киеве в концертном исполнении с участием Киевского
камерного ансамбля и солистки Эллады Чахоян. Поэтому можно считать, что 27
марта этого года состоялась ереванская премьера монооперы Эдуарда Садояна. А
премьеры всегда к месту, они всегда четко определяют градус творческой
атмосферы и степень востребованности со стороны аудитории. Констатируем: зал
был полон, и премьера прошла с исключительным успехом.

Организатором этого маленького, но примечательного
музыкального праздника стал художественный руководитель и главный дирижер
ансамбля "Тагаран" Седрак Ерканян. Он же исполнил роль чтеца, который
дополнял и выстраивал сюжетную линию воспоминаний Марии Волконской.

Опера написана на основе изданной в 1977 году книжечки
под названием "Записки М.Н.Волконской", случайно купленной
композитором и прочитанной с большим воодушевлением. Это воспоминания жены
декабриста Сергея Волконского, члена "Тайного общества", в который
входили высокородные царские генералы и офицеры, выступившие 14 декабря 1825
года на Дворцовой площади в Петербурге против царя и самодержавия. Мария
Волконская и жены еще нескольких декабристов проявили крайнее мужество и
самоотверженность, отправившись вслед за осужденными на каторгу мужьями в
Сибирь. Эта высылка и каторга растянулись не на одно десятилетие. И Мария
Волконская написала эти записки по просьбе сына Михаила, родившегося в Сибири,
получившего там, в Иркутске, потом в Петербурге прекрасное образование и
впоследствии ставшего сенатором.

Сын считал эти записки своей собственностью и никак не
рекламировал их. Более того, он всячески скрывал прошлое своих родителей,
считая поступок отца заблуждением романтиков начала XIX века. Только в 1904
году он решил напечатать воспоминания матери. Но память об этом событии, в
котором героями были посвященные люди России, как и сам литературный материал,
пронизанный удивительным благородством чувств и мыслей, поражающий чистым и
образным языком, сделали эту маленькую книжицу явлением русской мемуаристики.
И, в частности, предметом творческого отклика со стороны случайно
ознакомившегося с ней армянского композитора. Так, из разных нитей, красок,
эмоций ткется мировая культура.

И как к месту наш "Тагаран" - музыкальный
коллектив, по призванию своему возрождающий старую армянскую музыку, старую
поэзию, духовные, романтические темы и традиции канувших в Лету эпох, обратился к этой теме и этой опере!

КОМПОЗИТОР САМ
НАПИСАЛ ЛИБРЕТТО, СОБРАВ В ТУГУЮ ПРУЖИНУ
действия ряд воспоминаний, отражающих решающие
моменты жизни героини, ее мужа, ее героических подруг и их мужей. Композитору
удалось передать два состояния: раздумчивость воспоминаний, которые отражал
оркестр, глубоко проникающий в процесс музыкального развития, и накал чувств в
партии вокала в передаче переживаний молодой женщины, рассказывающей о
необыкновенной своей судьбе, о любви, о долге, о чести, об умении, как она
писала, "и там, среди каторжан быть и веселой, и счастливой".

Партию Марии Волконской с большим вдохновением исполнила
певица Эка Горстка, которая для нас стала просто открытием. Можно сказать, она
нашла себя в этой роли, а точнее, в жанре камерной оперы, где действие всегда
крайне сконцентрированно и требует того же от артиста. В свободном белом
одеянии, на которое в конце был накинут черный капот, артистка своей пластикой
рисовала и фон жизни героини, и ее прекрасный образ.

Камерный ансамбль под управлением Седрака Ерканяна также
был на высоте. После спектакля никто не хотел расходиться. Поздравляли и
музыкантов, и дирижера, и постановщика в лице известного кинорежиссера Вигена
Чалдраняна, способствующего созданию драматического и волнующего спектакля.

Музыкальное событие, неожиданно воодушевившее нас всех,
выдвинуло ряд вопросов. Успех ведь также как и неуспех проблематичен. Неудача
нацеливает всех искать ее причины, которые чаще всего не находят, а успех
воодушевляет, радует и зовет, как говорят, к покорению новых вершин. И тут
возникает вопрос: если в последнее время ансамбль "Тагаран" так
интересно работает в жанре маленьких камерных опер, если он как бы уже перерос
свое назначение, то почему бы на
основании этого не создать театр камерной оперы, насущность которого так
назрела в нашей музыкальной среде?!

Седрак Ерканян давно зарекомендовал себя как
высокопрофессиональный музыкант, как руководитель, отдающий своему коллективу
все силы, знания, талант, всегда ставящий перед собой большие творческие
задачи, постоянно ищущий контакт с современными армянскими композиторами. А
наша неунывающая композиторская братия имеет в запасе очень много интересных
сочинений в жанре камерной оперы, в жанре массовом, демократичном, очень нужном
народу и очень любимом со стороны исполнителей.

Жанр камерной
оперы - это волшебная шкатулка музыкально-театрального искусства. Остается
надеяться, что шанс "открыть ее" не будет упущен как со стороны
музыкантов "Тагарана", так и со стороны государственных попечителей,
обязанных по долгу службы держать руку на пульсе времени.

Загрузка...
Loading...
��������...