15 Апрель, 2015 18:18

ТЕАТР, КОТОРЫЙ ЗНАЕТ, ЧЕМ В ЛЮДИ ВЫХОДЯТ

"Кажется, то,
что армяне привозят русскую классику, уже стало традицией. Ведь это уже пятый или
шестой спектакль – я перестал считать. Наш фестиваль существует давно и видел много
оваций. Но такого приема, какого удостоился на сей раз Ереванский русский
театр, мне трудно припомнить", - говорил директор санкт-петербургского
фестиваля "Балтийский дом" Сергей Шуб уже потом. Когда отгремела
десятиминутная овация, которую фестивальная публика устроила спектаклю
"Чем в люди выходят" Ереванского государственного драматического
театра им. Станиславского.

XVII МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ СТРАН СНГ И БАЛТИИ "ВСТРЕЧИ В РОССИИ"
, который больше принято
называть "Балтийским домом" (по названию принимающего его театра),
проходил с 6 по 12 апреля в Северной столице и был посвящен 70-летию Великой
Победы.

"Это замечательно, что в этом году фестиваль
посвящен 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Этот святой праздник
объединяет все наши народы. Вот это и есть истинное единение, когда не нужны
никакие доказательства того, что все наши связи по-прежнему крепки и надежны,
что есть память, которую не уничтожат ни годы, ни границы. "Встречи в
России" - это действительно встречи, которых ждут. "Встречи",
которые никогда не обманывают ожиданий. "Встречи", которые дарят
самое главное: радость творческого общения", - приветствовал участников и
гостей фестиваля председатель СТД России народный артист СССР Александр
КАЛЯГИН.

Наш Русский театр – постоянный участник
"Балтдома", участник, которого тоже ждут и который тоже никогда не
обманывает ожиданий. Недаром одним из первых, сразу вслед за
"брендовыми" в театральном плане литовцами, на сцене
"Балтийского дома" Ереванский государственный театр им.
Станиславского в 2009 году был награжден премией имени народного артиста СССР
Кирилла Лаврова.

Нынешняя программа фестиваля была, как всегда, насыщенной
– спектакли, обсуждения, мастер-классы. Именитейшие критики России и стран -
бывших союзных республик. Театры, многие из которых пребывают в статусе
"академического". В репертуаре петербургский спектакль хозяев дома
"Победа – одна на всех" и "История Антоши Чехонте" из
Таджикистана, "Алые паруса" из Узбекистана и "Собачье
сердце" из Эстонии. Были и два шекспировских спектакля – латвийские
"Два джентльмена из Вероны" и "Ромео и Джульетта" из
Казахстана. Наш Русский театр остался верен им же заложенной традиции и
отправился на "Балтийский дом" со спектаклем "Чем в люди
выходят" - с новой версией одной из самых "классических" пьес А.
Островского "На всякого мудреца довольно простоты", которую совсем
недавно заново перечел на сцене театра его художественный руководитель народный
артист РА Александр Григорян.

"ЧИСТО
ФИЗИЧЕСКИ ЭТО БЫЛА ТЯЖЕЛАЯ ПОЕЗДКА, - РАССКАЗЫВАЕТ
Александр Самсонович. –
Буквально за пару дней до нашего вылета отменили все дневные рейсы, летели
ночью, в Петербург приехали "вареными"… Тут еще выяснилось, что наше
консульство и диаспора, которые обычно очень активно нас на фестивале
поддерживают, не придут… Все понятно – этот апрель слишком важен, каждая
диаспора организовала целый ряд мероприятий, чтобы еще раз заявить миру о
Геноциде. Обычно на фестивальном показе армян в огромном зале "Балтийского
дома" бывало максимум человек тридцать, но все равно это была поддержка
соотечественников, так что мы в какой-то мере расстроились".

Как оказалось, совершенно зря! Смотреть запись,
привезенную из Санкт-Петербурга – занятие увлекательное. И вопрос не только в
спектакле, который довелось видеть на нашей сцене, – интересно наблюдать за
реакцией фестивальной публики, видеть, с каким вниманием слушает искушенный
зал, с каким безудержным весельем, словно "Смехопанораму" смотрит, взрывается
хохотом, с каким энтузиазмом аплодирует на режиссерских и актерских
"точках", которые Григорян выверил до миллиметра. После спектакля
состоялось традиционное обсуждение. Чтобы не выглядеть квасными патриотами из
контекста "Наши всегда лучше!", приведем несколько цитат.

НОРА МАКАРОВА,
ЗАВЕДУЮЩАЯ ОТДЕЛОМ КРИТИКИ СТД РОССИИ
: "Я знаю Ереванский театр им. Станиславского более
сорока лет, еще в советское время это был один из самых интересных русских
театров страны, и я всегда гордилась своим близким знакомством с ним. Это театр
ищущий, умеющий преподносить сюрпризы. Здесь, на "Балтдоме", нам
довелось посмотреть их такие яркие, выразительные по форме спектакли -
"Горе от ума", "Абанамат", "Ревизор", и вот
теперь - "На всякого мудреца довольно простоты". Это замечательная
попытка перевести бытовую в принципе пьесу на язык площадного театра. Вот эта
"комедия-балаган", заявленная театром , в основном удалась, и удалась
замечательно. Даже на первый взгляд опереточные приемы абсолютно органично
вплетаются в канву спектакля. Актеры-первачи, которых я знаю давно, Сергей
Магалян-Крутицкий, Фред Давтян – Мамаев – просто блистательные роли. Театр
подошел к классической пьесе смело и избрал форму, которая полностью
соответствует содержанию, хотя местами кажется резкой. Все равно необычайно
убедительно! Так что не удивительно, что по ходу спектакля зритель столько раз
откликался аплодисментами на те или иные сцены".

БОРИС ТУХ,
ТЕАТРАЛЬНЫЙ КРИТИК ИЗ ЭСТОНИИ
: "Армянский русский театр удивительно
последователен в своем фестивальном выражении. Это театр ярких форм и
неожиданных решений. Если оглянуться назад, только удивительно тонкий спектакль
"Три сестры", который мне очень запомнился, стоит как бы особняком в
программной презентации театра фестивалю. Я вот сейчас припомнил спектакль
"Ревизор", который театр показывал несколько фестивалей назад, и
понял, что это своего рода предтеча "Чем в люди выходят".
Сатиричность, яркость приемов, которая была обозначена и заявлена в
"Ревизоре" и даже в какой-то мере в "Горе от ума", здесь
доведена до художественного завершения и приняла окончательные формы.
Талантливый человек, Григорян умеет освободиться от всех клише, предписанных в
постановке классики, но это не только не вызывает внутреннего напряжения, а
наоборот, бьет в десятку, обнажая проблематику пьесы с абсолютно неожиданной
силой и глубиной. Просто блестящие находки".

НАТАЛЬЯ КРЕЧЕТОВА,
МОСКВА
:
"Если бы я вошла, не зная, какой спектакль предстоит смотреть, сразу
узнала бы почерк Григоряна - яркая театральность, крупные мазки, гротескные
интонации. Это театр удивительной театральной психологии. В свое время я очень
высоко оценила его "Три сестры" и "Одноклассники" -
спектакли, затрагивающие самые глубинные струны человеческой души. Мне приятно
отметить, что, взявшись за "комедию-балаган", театр ни на минуту не
утратил своей глубинной психологичности и сумел соединить, казалось бы,
несоединимое, - балаганное начало и такой почти публицистический финал.
Неожиданностью стало то, что Глумов в армянском спектакле не авантюрист, которому
везет, а сильный человек, который карабкается наверх, прагматично рассчитывая
каждый шаг и не стесняясь в средствах, это придает герою гораздо больше
значения и значимости. У театра удивительно высокая культура речи, а такое свободное прочтение классики роднит армянский
театр с театром западным".

Словом, Александр
Григорян и его команда хорошо знают, чем в люди выходят: яркостью, смелостью,
профессионализмом. Поэтому неудивительно, что искушенная публика фестиваля
"Балтийский дом" устроила Ереванскому театру им. Станиславского
пятнадцатиминутную овацию - за полученное удовольствие.

Загрузка...
Loading...
��������...