8 Апрель, 2015 22:00

КТО ПОМНИТ СЕГОДНЯ ОБ АРМЯНАХ?

Заглавие статьи напоминает
о словах Адольфа Гитлера, произнесенных в 1939 году перед вторжением вермахта в
Польшу. По иронии судьбы на пороге 100-летней годовщины Геноцида 1915 года эти слова
стали обозначением одного из самых злободневных вопросов нашего времени. Об армянах
помнят сегодня те, кто признает факт расправы в Османской империи над малым
христианским народом. Не помнят те, кто не признает этого.

Факт депортации
армян в мир иной до сих пор не признали не только турки и их тогдашние союзники
немцы, но даже пережившие Холокост евреи. Чтобы понять, как могли наши братья
по судьбе оказаться в одной компании с теми, чьи отцы и деды убивали сынов
Израиля и Армении, недостаточно одной остроты ума. Тут уже надо призвать на
помощь мистическую интуицию. Слова, сказанные Гитлером об армянах, были
направлены против евреев. Главный виновник Холокоста имел в виду именно
общность их судеб. Евреев постигла участь армян при стечении одних и тех же
обстоятельств – тоталитарного правления, шовинизма и мировой войны. Поэтому
отрицать Геноцид 1915 года – значит отрицать Холокост 1941 года, и наоборот.

ТАК ЧТО ЖЕ
ЗАТРУДНЯЕТ ИЗРАИЛЬТЯНАМ ПРИЗНАТЬ ГЕНОЦИД?
Многие наши уважаемые израильские коллеги считают
Холокост уникальным и беспрецедентным событием. По мнению известного историка
Яира Аурона, "представления о полной уникальности и беспрецедентности
имеют под собой реальное основание, однако нет никакого сомнения, что в
определенных кругах израильского общества их подпитывают и более глубинные
стимулы, связанные с представлениями об "избранности",
изолированности, "Народе, живущем отдельно от всех", а также с
ксенофобскими утверждениями, что "весь мир против нас"
("Необъяснимое равнодушие. Сионизм и геноцид армян", Санкт-Петербург,
SYMPOSIUM, 2012, с.41.). Холокост едва ли можно считать уникальным и
беспрецедентным событием, если мы хотим помнить об армянах. Правда, Аурон
делает упор не на хронологию событий, а на сакрализацию Холокоста, на наделение
еврейской трагедии "священным" (в религиозном понимании) содержанием.
Сакрализация же, учитывающая религиозную подоплеку убийства народа-мученика,
делает Холокост уникальным и беспрецедентным событием. Отсюда напрашивается
вывод: признание (мирского) Геноцида 1915 года приравняет его к (сакральному)
Холокосту, что неприемлемо для Израиля.

Я полагаю, что можно вывести наших израильских коллег из
затруднения. Запоздалая церемония причисления жертв Геноцида к лику святых
будет проведена Армянской церковью 23 апреля 2015 года. К этой же дате Израиль
мог бы приурочить признание Геноцида 1915 года без ущерба для авторитета
Холокоста. Вопрос о сакрализации Геноцида армян по примеру Израиля был поднят
мной пять лет назад ("Сакрализация Геноцида и сотрудничество с
Израилем" "Голос Армении", 2 сентября 2010г.).

Но у израильских лидеров есть и другая причина не помнить
сегодня об армянах. Аурон приводит высказывания Амоса Элона: "Мы тащим
каждого важного официального гостя в Яд-ва-Шем (государственный мемориальный
музей Холокоста в Израиле) и, пока он не очухается, всучиваем ему списки наших
требований и просьб о политической и экономической помощи. Мы совершенно
искренне скорбим по погибшим и в то же время очень прагматично эксплуатируем
нашу трагедию… Что происходит, когда выжившие в одном холокосте заключают
политичесие сделки по вопросу о том, можно ли обнародовать горькие воспоминания
выживших в другом? Это и есть самый важный вопрос. К нему необходимо привлечь
общественное внимание" (там же, с.476-477). А произошло то, что пережившие
Холокост пошли ради материальной выгоды на соглашение и сговор с немцами и
турками. Непростительный оппортунизм израильских лидеров ставит их в один ряд с
ними. Именно к вопросу об оппортунизме лидеров, эксплуатирующих трагедию народа
Израиля, необходимо привлечь общественное внимание.

Загрузка...
Loading...
��������...