2 Апрель, 2015 16:06

ПОД ‘ЗНАКОМ МАМУЛЯНА’

"…Имя Мамуляна
долгое время оставалось полузабытым. Хотя в пору своего "звездного наступления" оно вовсе не нуждалось в комментариях.
Вернуть Мамуляна в Армению, в сегодняшний день – дело необходимое и
по-настоящему благородное, ибо любое время, тем более ставшее историческим, не
может обрести полноту своего образа, если мы не
определяем его наиболее значимых соавторов. А Мамулян и есть такой соавтор", -
написал в своем вступлении Давид
Мурадян, президент Армянской национальной киноакадемии, профессор, а также
редактор недавно вышедшей в свет книги Светланы Гулян "Знак
Мамуляна".

ЕДВА ВЗЯВ В РУКИ
КНИГУ "ЗНАК МАМУЛЯНА", Я СЛОВНО ВЕРНУЛАСЬ В ДЕТСТВО.
Какое это было удовольствие –
перелистывать по тем временам прекрасно изданные книги-альбомы "Мастера
мирового кино", "Звезды немого кино", которых было не счесть в
коллекции моей тбилисской бабушки, ярого киномана. Родольфо Валентино и Пола Негри, Дуглас
Фербенкс и Мери Пикфорд, Грета Гарбо и
Марлен Дитрих – все эти нездешние культовые лица, мерцающие с бумажных страниц,
как звезды на небе…

Как приятно было прочитать буквально в первой же главе
книги: "Странным образом Рубен Мамулян вошел в мою жизнь еще в раннем
детстве. Отчетливо помню, что фамилия "Мамулов" не раз звучала у нас
в семье в те далекие времена, когда мы жили в Тбилиси. Нашими ближайшими
соседями тогда были мать и сын – Екатерина и Александр Такайшивили. Последний,
дядя Шура, как мы его называли, был главным режиссером Тбилисского русского театра
им. Грибоедова… Самым моим любимым занятием тогда было разглядывание фотографий
в красивых рамочках, развешанных на стенах и разложенных на рояле… Отчетливо
помню одну из фотографий: красивый молодой мужчина в круглых очках. Это была
фотография Рубена Мамуляна. Сейчас у меня за стеклом стоит такая же".

Для одного из самых маститых наших киноведов с
ГИТИСовским образованием, за плечами которого десятилетия работы на телевидении
и кинопросветительства, выходящего далеко за границы нашей страны, сотни статей,
посвященных искусству кино и тем, кто его делает, – Светланы Гулян книга о
Рубене Мамуляне стала делом большого периода жизни. Для того чтобы
"вернуть Мамуляна в Армению, в сегодняшний день", потребовались
долгие годы кропотливого труда, овладение в совершенстве английским языком,
бесконечные паломничества по библиотекам и архивам США.

Зато перед результатом ее трудов хочется встать, снять
шляпу и долго кричать "Браво!". Такой синтез искусствоведческого
исследования с увлекательнейшим чтением сложно представить! Подобного сочетания иллюстративного
материала, в котором расстановка кадра за кадром приоткрывает завесу над тайной
многих открытий киногения Рубена Мамуляна, с общей презентацией всей роскоши
Голливуда 30-50-х сложно вообразить!
Здесь, конечно, следует отметить и издательство "Эдит-принт",
и дизайнеров Лиану Минасян и Арабо Саркисяна, благодаря которым удивительный
труд Светланы Гулян обрел столь блестящую во всех смыслах форму.

ТЕПЕРЬ ОБРАТИМСЯ К
СОДЕРЖАНИЮ. "ЗНАК МАМУЛЯНА" - ВОВСЕ НЕ ЭКСКУРС ПО ЖИЗНИ,
хотя вся биография мэтра – от
детства в кругу Тифлисской элитной богемы
через Москву и учебу в студии Вахтангова, через Париж и Нью-Йорк до
самого кинокультового Голливуда – предстает перед читателем как увлекательный
фильм. Тем не менее главное для Светланы
Гулян – аргументированно доказать, что
Рубен Мамулян, пусть на долгие десятилетия забытый, но – гений! Гений
кинематографа, сотрасятель основ, пролагатель торных дорог, не просто снявший
ряд картин, которые навсегда вошли в историю мирового кинематографа, но
первооткрыватель – новых звезд и новых технических возможностей и эстетических
канонов - значительно продвинувший развитие всего мирового кинопроцесса.

Киноисследователь мотивирует "забытость"
Мамуляна не только характером истинного художника – вовсе не
медово-сахарным. Нежелание режиссера
сменить армянскую фамилию на голливудскую вкупе с контактами с советским
кинематографом занесли Рубена Мамуляна в черный список – годами он жил под
колпаком ФБР, и вообще с середины 50-х имя его упоминалось, как бы, не в первую
очередь. Несправедливо!

В кино Рубен Мамулян пришел со сцены, а в 1943 году
поставил на Бродвее мюзикл "Оклахома", от которого пошел еще один
американский бренд - весь музыкальный театр. В кино Рубен Мамулян пришел в тот судьбоносный период, когда
Великий Немой обретал голос, а позже и цвет.
Выходя далеко за рамки повествования о творчестве своего героя, Светлана
Гулян разворачивает перед читателем широкую панораму арт-истории середины
прошлого столетия, историю развития кинематографа. И много-много раз в ее
исследовании возникает жирным шрифтом – "Мамулян впервые в истории
кино…". А дальше – все те открытия, которые совершил гениальный
режиссер в области работы со звуком и
цветом, в области работы с камерой,
которую он освободил от статичности, вывел на натуру, освободил кинематограф от
конфетной красивости и вдохнул в него жизнь, толкнув его на большой шаг
навстречу большому истинному искусству.

"Аплодисменты", "Д-р Джекил и м-р
Хайд", "Королева Кристина", "Бекки шарп", "Знак
Зорро", "Кровь и песок", "Шелковые чулки"… Хелен
Морган, Гарри Купер, Фредерик Марч, Джанетт Макдональд, Морис Шевалье, Марлен
Дитрих, Джон Гилберт, Грета Гарбо! Иконы экрана, великие картины, мегастудии, творческие влеты и конфликты, личные драмы –
вот увлекательнейший фон этой книги – подробного искусствоведческого
исследования и глянцевого альбома "в одном флаконе".

ЗАВЕРШАЮЩЕЙ ГЛАВОЙ
"ЗНАКА МАМУЛЯНА" СТАЛИ МЫСЛИ ГЕНИЯ
об искусстве вообще и кино в частности. Удержаться и не привести хоть какие-то
невозможно. "Свобода не означает вседозволенность или распущенность, как и
самовыражение не означает потакание своим желаниям. Свобода идет рука об руку с
чувством ответственности. Тот, кто делает деньги на искусстве, должен сознавать
свою ответственность. У него обязательно должен быть хороший вкус. Он должен чутко отличать личное от
общественного. Потворство порнографии и насилию, которое мы наблюдаем сегодня в большинстве
фильмов – это духовный мусор, который сам себя исчерпает и, в конце концов,
надоест зрителю. Можно подумать, что со вновь обретенной свободой от цензуры в
фильмах будут выражаться новые дерзкие идеи, оригинальные интеллектуальные или
эмоциональные концепции. К сожалению, нет. Фильмы регрессируют до примитивного секса и жестокого насилия.
Однако я верю в здравый смысл людей. 10
-12 лет назад у нас в кино ходили каждую неделю 90 млн зрителей. Сегодня
посещаемость упала до 15 -17 млн
человек".

И наконец – "Я думаю, что сегодня кино, как и другие
виды искусства, страдает депрессией. В то время как ученые поднимают человека в
космос, большинство создателей искусства опускает его в сточные канавы".
Это было сказано сорок с лишним лет назад. Прозорливость
– еще одно свойство гения. Кажется, я исчерпала аргументы в пользу того, что
книгу Светланы Гулян "Знак Мамуляна"
стоит непременно прочитать – ради расширения кругозора и просто ради
удовольствия.

Загрузка...
Loading...
��������...