‘СРЕДИ ПОКЛОННИКОВ КАРМЕН…’

222

Недавно (5, 9 марта)
в Национальном театре оперы и балета им. Ал. Спендиарова балетная труппа представила
два спектакля: «Кармен-сюиту» на музыку Ж. Бизе – Р. Щедрина и «Лоркиану»
— на испанскую музыку (автор неизвестен).

В АФИШЕ ЗНАЧИТСЯ
«ПРЕМЬЕРА». НА САМОМ ДЕЛЕ ЭТО ВОЗОБНОВЛЕНИЕ ДВУХ БАЛЕТОВ,
первый из которых («Кармен-сюита»)
был представлен в 1998 г., а второй («Лоркиана») еще раньше, в 1972 г.
Последний из названных в постановке известного
хореографа Марка Мнацаканяна неоднократно возобновлялся.

Что касается «Кармен-сюиты», то это не тот
всемирно известный балет, созданный выдающимся кубинским балетмейстером
Альберто Алонсо специально для Майи Плисецкой. В 1998 году Армен Григорян
перенес на нашу сцену постановку Берты Ямпольской, в которой хотя и прослеживаются элементы
постановки Алонсо, но в целом это иная хореографическая интерпретация.

Название нашей рецензии «Среди поклонников
Кармен…» – цитата из цикла Александра Блока «Моя Кармен» – как
нельзя точно отражает неподдельный интерес к тематике, хореографии, образам,
связанным и с Испанией, не только зрителей, но и исполнителей – как солистов и кордебалета,
так и оркестра во главе с дирижером Кареном Дургаряном.

Объединение двух «испанских» балетов в одном
вечере, скорее всего, не случайность. В каком-то аспекте они разнятся, однако
можно отметить и ряд параллелей. Различны хореографические «языки»
этих спектаклей. Современный классический танец в синтезе с испанскими
элементами плюс элементы, присущие хореографическому почерку Альберто Алонсо, в
целом характеризуют «Кармен-сюиту». Рассказанный языком характерного
танца балет «Лоркиана» вводит нас в совершенно другую Испанию. Однако
поразительно сходны главные участники двух трагедий – женщина и двое мужчин.
Один из них в обоих балетах – Тореадор, самоуверенный, отважный, красивый,
зовущий к яркой и интересной жизни. Развернутая, насыщенная и напряженная
партия Дона Хозе в «Кармен-сюите», конечно, не соотносится с тенью
умершего возлюбленного Соледад, возникающей перед героиней на протяжении всего
балета «Лоркиана». Однако оба – Тень и Хозе – роковые мужчины,
являющиеся причиной гибели и Кармен, и Соледад, а над судьбами главных героинь
балетов постоянно витает рок смерти. В остальном, конечно, образы Кармен и
Соледад совершенно не схожи.

ДВА СОСТАВА
ГЛАВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ В «КАРМЕН-СЮИТЕ» ТАКЖЕ
представили различные
интерпретации образов. Мэри Оганесян,
исполнившая роль Кармен в первый день,
ранее уже выступала в этой партии. Она давно зарекомендовала себя как
ведущая балерина, отличающаяся хорошим владением техникой классического танца,
стабильная, всегда готовая заменить заболевшую исполнительницу во всех
спектаклях репертуара. Именно четкое, отточенное исполнение партии Кармен –
главное ее достоинство. Обладающий большим сценическим обаянием Рубен Мурадян
давно снискал любовь публики. В роли Дона Хозе он отличился не только хорошей
техникой и мастерством поддержки, но и создал образ, включающий широкую палитру
чувств – от нежной любви, переходящей в пылкую страсть, а затем в страдание,
отчаяние, доводящее героя до непоправимого поступка.

Во второй день главные партии в «Кармен-сюите»
исполнили Сюзи Пирумян и Севак Аветисян. Для обоих, как и для Рубена Мурадяна,
– это дебюты в данном спектакле. С. Пирумян и С. Аветисян уже несколько лет
составляют пару-дуэт во многих спектаклях (в т.ч. в «Гаянэ»,
«Спартаке», «Ромео и Джульетте» и т.д.). Отсюда полное
взаимопонимание и взаимодополнение, слитность образов созданных ими героев.
Кармен – большая творческая удача Пирумян. Не только как балерины, но, главное,
– как актрисы, обладающей драматическим талантом. От первого выхода до
«последнего вздоха» она приковывает внимание зрителя, становится той
центральной фигурой, которая объединяет действо и проставляет точные акценты во
взаимоотношениях действующих лиц. Безусловно, важную роль и в восстановлении, и
в работе над партиями в
«Кармен-сюите» сыграли репетиторы — народная артистка Армении Эльвира
Мнацаканян и Эмма Нагапетян.

В обоих представлениях главную партию Соледад исполнила
Анна Векилян. Это имя мало известно публике. Пока ее преимущественно видели в
партиях Розиты и Мерседес в «Дон Кихоте». На протяжении более сорока
лет многие исполнительницы роли Соледад показывали различные интерпретации этого
образа. Одним из самых впечатляющих был образ, созданный в свое время первой
исполнительницей этой роли – народной артисткой Армении Беллой (Лореттой)
Овнанян – балериной, отличавшейся экспрессивностью, выразительностью движений и
вместе с тем удивительным благородством. И именно Б. Овнанян и Е. Павлиди
возобновили весь спектакль «Лоркиана». Белла Овнанян уже несколько
лет является педагогом-репетитором Анны Векилян.

Однако А. Векилян показала совершенно иные грани
этого образа. Небольшого роста, отличающаяся очень привлекательной внешностью
(не побоимся сказать — красивая), хорошо владеющая техникой характерного танца
и пластичностью движения. Изначально
заданная печаль, трагичность проходят через всю партию Соледад в интерпретации
А. Векилян. Аскетичность образа выступает на первый план и тем самым вкрапление
«взрывов» страсти, отчаяния, ужаса перед преследующей ее тенью
умершего жениха придают своеобразие актерскому прочтению трагедии героини.

СРЕДИ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
ДРУГИХ СОЛЬНЫХ ПАРТИЙ ОТМЕТИМ ЗАСЛУЖЕННОГО
артиста Армении Завена Арутюняна.На несколько лет
исчезнувший с подмостков, он сейчас обрел второе дыхание, вновь проявив свое
мастерство в роли Тореро в «Лоркиане». Элегатен в партии Эскамилио
Григор Григорян, а Карен Мартиросян – типичный самоуверенный и назойливый
«вояка» в роли офицера («Кармен-сюита»). Как нам
представляется, партии Эскамилио и Тореро не вполне соответствуют сценическому
амплуа Армена Геворгяна.

Непременно нужно отметить наш кордебалет, обычно
являющийся объектом критики. Однако за счет вдохновения, заданного испанской
тематикой, испанским танцем, он на сей раз отличился достаточной слаженностью
и, что особенно проявилось в «Лоркиане», вдохновением.

Хорош был и оркестр под управлением К. Дургаряна.
Конечно, исполнение такого произведения, как «Кармен-сюита»,
потребовало особой ответственности. Но и «Лоркиана» была исполнена
без излишних «выплесков», с хорошими динамическими оттенками.

Балеты
«Кармен-сюита» и «Лоркиана», на время забытые, появились
очень кстати, делая более разнообразным наш, к сожалению, скудный репертуар
балетной труппы. Возможно, что не только создание новых постановок, но и
возобновление ряда балетов из давнего репертуара театра будет содействовать и
пополнению балетной афиши и, что важно, более частым выступлениям наших солистов
и кордебалета. А это ведет в свою очередь к повышению исполнительского
мастерства. Тем более что среди зрителей и исполнителей есть не только
«поклонники Кармен», но и других образов.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here