СЛАДОСТЬ И ГОРЕЧЬ ‘ЗАПРЕТНОГО ПЛОДА’

279

В арт-кафе
«Аканат» прошла презентация новой книги «Запретный плод»
молодой армянской писательницы Нары ВАРДАНЯН. Это уже третий по счету сборник повестей,
рассказов, стихов и эссе. Мероприятие проходило в день рождения писательницы,
так что праздник получился двойной!

ПИСАТЬ НАРА НАЧАЛА
РАНО, НО СВОЙ ПЕРВЫЙ РАССКАЗ ОПУБЛИКОВАЛА ТОЛЬКО В 2006 ГОДУ.
Ее ранние произведения вышли в
свет в «Антологии молодежной армянской прозы: 18-33» под редакцией
Лилит Галстян. Потом были публикации в журналах «Гарун»,
«Инкнагир», «Нарцисс», «Граниш». Она участвовала
в создании молодежной газеты СП Армении «Гретерт» и одновременно начала работать в официальной газете союза —
«Гракан терт». А уже после того, как в 2011 году за книгу «В
ожидании независимого» Варданян стала лауреатом Молодежной премии
президента РА, она и сама стала
полноправным членом Союза писателей. Два лучших ее рассказа —
«Полотенце» и «Луна в кустах» -удостоились премий двух
отечественных литературных изданий «Гретерт» и «Инкнагир»,
а один из последних, пронзительная «Любовь» — одного из главных призов
1-го литературного агентства. Рассказы талантливой молодой писательницы
переводились на русский, французский и английский языки. А в 2009 году вышел в
свет первый сборник ее рассказов «Зеленая тетрадь», за которым в 2011
году последовала книга «В ожидании независимого». В ожидании того,
кто никогда не приходит… А ведь ты знаешь, что он не придет, но упорно
продолжаешь ждать и пребывать в вечной надежде!

Теперь Варданян представила на суд публики новый плод
своего творчества, который, по сути, является своеобразной границей между
«до» и «после». Книга «Запретный плод» —
своеобразная квинтэссенция всех произведений автора, одновременно подведение
итогов уже пройденного пути и взгляд в будущее. «Читая рассказы Нары
Варданян, превращаешься то в
наблюдателя, то в участника, а то и в главного героя той или иной истории. Темы
ее рассказов всегда близки и понятны любому читателю, так как затрагивают темы
насущные и вечные — человек, природа, космос, любовь, смерть, родина, война и
мир»,- говорит редактор книги Гурген Ханджян, представляя ее аудитории.

ВСЕ РАБОТЫ НАРЫ
ПРОНИЗЫВАЮТ ФЕНОМЕН,
который можно назвать «комплексом детства». Каждый слышит, как он
дышит, как он дышит, так и пишет — о себе самом. В прямом или переносном
смыслах. И все его герои — лишь различные маски души автора, его мысли,
размышления, настроения растворяются в историях, рассказанных нам, если не в
поэтических, то в опоэтизированных строках. Нара Варданян уверена в том, что
люди в основном пишут о своих истоках, о той колыбели, откуда произрастает их
род. Ведь именно в детстве заключены те мощные жизненные импульсы, которые
питают человека на протяжении всей его жизни.

Ее героем был и остается человек, в фокусе ее внимания —
совесть, ответственность, сострадание человека к человеку, преодоление
безразличия. В своих историях Нара, как истинное дитя своего времени, порой
смело кричит, а порой почти шепчет не только об общественно значимом, но
и о том сокровенно важном, что кроется в глубине души каждого человека.
Человека, который миновал один бурный век, сменив его на новый — еще более опасный.
Человека, которому больно и страшно за все то, что он любит и бережно хранит,
за все то, что ему дорого и что он боится потерять. Человека, прошедшего через
слом эпох, изменение формаций, трансформацию общественного сознания. Человеку,
пережившему землетрясение и войну, ценой жизни достигшему победы, омытой святой
кровью истинных сынов родной земли. Простого человека, создавшего семью,
построившего дом, посадившего дерево и родившего детей… Но вот досада: он не
успел их вырастить… В смутные годы он должен был покинуть страну, искать
работу на чужбине, влиться в вереницу мужчин, «идущих на север»,
покидающих свое гнездо во имя куска хлеба. Все они постепенно уходят, некоторые
в мир иной, а некоторые остаются там, в далеких краях. Миграция — эмиграция…
Но родина прощает их и принимает обратно, не может не простить и не принять —
на то она и есть родина-мать,
всепрощающая, слепо любящая своих сынов, даже заблудившихся в мрачные
времена перемен! А люди все уходят… Меняются декорации, антураж, а суть остается
неизменной.

Кстати, творчеству Нары Варданян свойственна и толика
абсурда, который вполне характерен для
последних 20 с лишним лет бытия нашего народа как внутри страны, так и за ее
пределами. Да, она очень часто пишет о смерти – и поднимает тему жизни. Она
смело пишет о поколении свободы и независимости, о детях, которые давно уже
выросли, о детях тех голодных и холодных 90-х, которые сегодня должны были стать хозяевами своей
земли. Варданян не затрагивает даже, а дотрагивается до самых
болевых точек нашего общества, вскрывает гнойники и пытается обработать
кровоточащие раны, с горечью осознавая, что раны эти слишком глубоки. Она говорит о том, о чем мы не привыкли
говорить вслух, проводить жаркие общественные дискурсы. А очень даже надо бы!..

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here