ДИРЕКТОР ‘АРМЕНФИЛЬМА’ N1

260

В советском кинематографе
существовала должность «директор фильма», его имя появлялось в титрах
последним, хотя по сути эта была центральная фигура в процессе
кинопроизводства. От его грамотной работы на съемочной площадке зависело
практически все – наличие необходимой качественной техники, декораций, костюмов
и бутафорских, а зачастую и самых настоящих предметов, представителей животного
мира, разработка четкого графика работы и организация съемочного процесса,
умение подобрать нужных специалистов второго звена и правильно распоряжаться
финансами. Как потратить деньги – знали все директора фильмов, но
безукоризненно подготовить работу съемочной группы умели некоторые, и лишь
редкие были наделены творческим началом, природным вкусом к кино.

К ПОСЛЕДНИМ,
БЕЗУСЛОВНО, ОТНОСИЛСЯ И ГРАНТ ВОПЯН,
чье имя золотыми буквами вписано в летопись армянского
кинематографа. 23 февраля исполнилось 100 лет со дня его рождения. Опытный
организатор кинопроизводства, руководитель многочисленных картин
«Арменфильма», он воистину был директором N1 и директором вне
конкуренции. Последний из могикан киностудии с эмблемой Давида Сасунского, он
был прозван сослуживцами hndik – индеец, вероятно, ввиду строгости поведения в
процессе работы. Он старался прочувствовать будущий фильм, предугадать
возможные сложности и «без шума и пыли» избавить от них свою команду.
Почти половину своей жизни Грант Вопян посвятил кинематографу. Проработав на
«Арменфильме» более 30 лет, он возглавлял съемки таких широко
известных фильмов, как «Северная радуга», «Карине»,
«Эгнар ахпюр», «Аревик» и многие другие, решал самые
трудные проблемы постановки картин, требующие не только больших финансовых, но
и технических затрат. Вопяну доверяли самую тяжелую работу, на
«Арменфильме» знали: Грант Гарегинович справится со всем и
обязательно уложится в сроки.

В кино Грант Вопян пришел не сразу: долгие годы работы в
Ереванском оперном театре, затем в «Армфилармонии», в спортивных
обществах и организациях, где приобрел организаторский опыт. Это он возглавил
делегацию армянских деятелей культуры, участвующих с балетом «Гаянэ»
и оперой «Алмаст» в Декаде армянского искусства в Москве, организовал
немало спортивных мероприятий и парадов, признанных лучшими не только в
масштабе Армянской ССР. Затем в жизни Вопяна наступила эпоха кино, долгая и
дорогая сердцу.

Дебют Вопяна-кинодиректора связан с историческим фильмом
«Северная радуга» (1960 г.): именно работа над этой картиной принесла
ему первый успех и открыла дорогу в мир армянского кинематографа, который в те
годы находился на подъеме. Случалось, сотрудники даже побаивались его, но
дружеское расположение и шутка быстро снимали напряжение. Грубоватый, строгий и
бесконечно любящий свое дело, Вопян был обаятельным человеком, что неизменно
вызывало к нему самое теплое отношение.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here