ЖИЗНЬ В КАРТИНАХ И КАРТИНЫ ЖИЗНИ ДЖАНИКА ГАСПАРЯНА

279

Открытый,
непосредственный, естественный — все это про него, художника Джаника ГАСПАРЯНА,
человека, от которого исходит свет, пронизывающий и его живописные работы. Даже
в «черной по белому» графике черное всегда отходит на второй план, а
белое начало оказывается сильнее, витальнее.

ДЖАНИКУ ГАСПАРЯНУ
ИСПОЛНИЛОСЬ ЦЕЛЫХ 88 ЛЕТ!
И в день его рождения родные и близкие решили сделать мастеру сюрприз —
открыть его первую персональную выставку: выясняется, что у него ее никогда не
было. Этому есть объяснение — Гаспарян спокойный, умиротворенный, не суетный
человек. Что ему лавры и хвалебные отзывы – мирское и проходящее! А уж
напрягаться по поводу торжественных вернисажей и самопиара — тут и говорить
нечего. Но близкие люди решили, что устранить «историческую
несправедливость» никогда не
поздно.

Инициатором
восхитительного мероприятия, прошедшего в день рождения мастера в
Российско-Армянском (Славянском) университете, стала Лилит Меликсетян,
заведующая кафедрой мировой истории и культуры РАУ, которая не пожалела на него
ни сил, ни времени. А главное, сделала она все это с огромной любовью и
уважением к художнику. Кстати, экспозиции в РАУ становятся традицией. Здесь уже
состоялись выставки скульпторов Нуне Туманян и Геворка Арутюняна, художниц
Анжелы Галстян, Ануш Аракелян, Севан Нагаш и Сарэ. Совсем недавно имела место
шекспировская выставка — куклы, эскизы, графика по мотивам произведений
великого англичанина. Тем, кому по специальности предписано сеять разумное,
доброе, вечное, задались целью ежедневно приобщать студентов к прекрасному,
чтобы красота вошла в их повседневную жизнь, оторвала от обыденной суеты, и
теперь слышат восторженные отзывы не только учащихся, но и всех посетителей.

«Я веду курс с вполне пафосным названием
«Литература, искусство и культура — от античности до наших времен», — рассказывает Лилит
Меликсетян. – Эти лекции, общение со студентами внятно показали, что студентам
знакомы имена Мартироса Сарьяна и Минаса Аветисяна — это еще в лучшем случае, и
на этом их познания в армянской живописи кончаются. Кстати, не потому, что они
не хотят знать или им это не интересно. Поэтому я решила, что с этим надо что-то делать. С самого
начала было понятно, что привести студентов к художникам очень сложно. И мы
решили пойти путем обратным — привести художников к студентам. Так возникла идея
большой выставки в нашем саду. В сентябре прошлого года прошла большая яркая
экспозиция под названием «Чувствуя Алису», посвященная произведениям
Льюиса Кэролла. Было очень много
художников, фотографов, вообще креативных личностей, огромное количество
печенья, безумное чаепитие с театрализованными сценками из «Алисы…»
В фонтане плавали страницы первого издания книги с рисунками самого автора. В
общем было интересно, живо и по-настоящему хорошо — такой вот веселый дурдом!
Все-таки университет — это место, где люди должны расти интеллектуально и
получать от этого удовольствие. А без обучения по правилам игры, без радости от
процесса познания ничему хорошему просто-напросто не научишься. Когда
замечательный перформанс в честь «Алисы» закончился, всем стало очень
грустно. Был праздник, и вот его уже
нет. И я попросила некоторых художников оставить свои работы, чтобы выставка
эта продолжилась. Ведь у нас на первом этаже есть такой прозрачный куб, похожий
на аквариум, который можно задействовать в качестве выставочного зала. Теперь
это пространство называется Арт-аквариумом.

НО ВЕРНЕМСЯ К
ЭКСПОЗИЦИИ НЫНЕШНЕЙ. ХУДОЖНИК ДЖАНИК ГАСПАРЯН —
мастер армянской живописи, один
из старейшин. Его полотна можно найти в Национальной галерее Армении, Музее
современного искусства Еревана и в Музее
искусства народов Востока Москвы. У него много учеников и последователей,
которые сегодня и сами давно известные, именитые живописцы. Но Гаспарян
абсолютно равнодушен ко всем внешним проявлениям успеха и очень неравнодушен к
многочисленным друзьям, которые ценят и любят этого чудо-человека, творца!

«Ну что я могу сказать — отец мой родом из города
Игдир, и это во многом его характеризует, — рассказывает дочь мастера,
известный мультипликатор Наира Мурадян. — Бурно воспламеняющийся и быстро
отходчивый. Он кристально чистый человек — никогда не фальшивит, не лукавит как
в жизни, так и в творчестве. Его живопись очень естественная, настоящая.
Когда рисует, он живет картиной. С
самого детства родители были для меня
людьми, влюбленными в жизнь и искусство. Помню, как мы с папой брали альбомы
живописи, клали их на пол, усаживались поудобнее и начинали рассматривать
репродукции в совершенно неформальной обстановке. Ну а с мамой вечно ходили по
музеям и галереям. Папа часто сажал меня к себе на плечи, и мы шли в сады Далмы
гулять и рисовать. Там росла чинара, которую он подолгу рисовал. Его даже
прозвали Чинари Джаник. Он любит и умеет каждый раз взглянуть по-новому на нашу
природу, времена года и даже дня, на повторяющийся пейзаж из окна своей
комнаты. Его натюрморты, составленные из домашней утвари, старой посуды,
фруктов, цветов — все это магия, все это
действительно волшебно… Посмотрите на эту раннюю весну — этот фиолетовый
оттенок начинающегося цветения природы.
Когда рисую фоны для своих мультиков, я почти физически чувствую на себе
его воздействие. На мой взгляд, он очень хороший живописец, один из первых в
нашем национальном искусстве».

Джаник Гаспарян – человек, полностью живущий в своем
собственном мире. Он умеет быть жестким, принципиальным, но это с людьми, а вот
с природой, животным миром у него полнейшее взаимопонимание, гармония. Живет он
в Дзорахбюре, в живописнейшем пригороде Еревана, что называется, вдали от
цивилизации, с любимыми кошками, черепахой и большой собакой по имени Годо.
Мастерская художника сплошь усеяна яблоками и орехами, на которые так щедр его
сад. Он любит рисовать и на стенах, фреска — его излюбленный жанр.

Яркая, интересная, просто фантастическая личность!
Художник, влюбленный в жизнь, в природу, в мир. Любит писать, любить, жить и
приобщать ближних к радости от полноты бытия. Матово-нежная, местами даже
импрессионистская палитра и четкая, жесткая, по-настоящему мужественная
графика, крепкий, цельный рисунок. Особенно
это касается автопортретов и портретов. Они честные, бескомпромиссные, оголяющие душу, выхватывающие суть. Но стоит
ему поднять глаза на мир вокруг, к природе — взгляд его сразу смягчается. Такая
красота, которую он умеет передать, воплотить, выразить, отразить!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here