‘В ДАР МАШТОЦУ АРМЯНСКОЙ МУЗЫКИ…’

220

Так охарактеризовал
Комитаса сопредседатель Союза армянских художников мира Казар МИРЗОЯН, представляя
журналистам выставку произведений (живопись, скульптура, графика, декоративно-прикладное
искусство), открывшуюся в пятницу в Национальной картинной галерее и посвященную
145-летию маэстро. Организаторы (галерея и союз) отобрали из десятков представленных
работ наиболее подходящие по тематике. Они после закрытия выставки (15 марта)
будут переданы в дар Музею-институту Комитаса.

ДО ОФИЦИАЛЬНОЙ
ЦЕРЕМОНИИ ОТКРЫТИЯ ЕЩЕ БЫЛО ВРЕМЯ
и пресса воспользовалась им, расспрашивая организаторов и
фотографируя экспонаты в пустом еще зале.

— Художники написали картины по зову сердца, без заказа.
И подарили их музею. Хочу подчеркнуть и вклад тех, кто предложил полотна из
своих коллекций. Это выражение поистине всенародного благоговения по отношению
к личности Комитаса, — заметил К.Мирзоян.

Картин было около двух десятков, скульптур меньше.
Комитас предстает в них разным. На полотне Фараона Мирзояна он еще молодой,
одухотворенно начинающий путь. Рядом бюст Мисака Мелконяна, где композитор уже
достиг высот, признания, но печален. В картине Рубена Арутчяна Комитас
изображен с крестом на плече. Он знает, что будет дальше.

Дальше — в расположенных триптихом трех, скорее, этюдах
Гастелло Гаспаряна. Слева Комитас с ужасом всматривается в происходящее в
1915-м на пути армян в смерть. В центре пальцы маэстро на клавишах, чернота
которых страшит кровавыми пятнами. А справа ужас сменяется усталостью от мира,
в котором нельзя больше жить.

Работа Симона Галстяна выстроена на пюпитре, где должны
быть ноты, старинном, добротном пюпитре. Но вместо нот — коричневый квадрат
доски, а в нем совсем небольшая, как миниатюра, картина, где Комитас бредет,
конвоируемый жандармами. Бредет, как бы сходя с пюпитра, от музыки к небытию.

…Пока мы разглядывали картины, церемония открытия
началась и К.Мирзоян уже в присутствии многочисленной публики вручал награды
художникам, отличившимся на предыдущих выставках, посвященных Маштоцу,
Саят-Нове. Было отмечено, что Союз армянских художников мира планирует выставку
к 150-летию Андраника и выпуск альбома до конца года.

Оба зала с картинами были заполнены посетителями. Они
искали в работах своего Комитаса. А маэстро пел своим высоким голосом из-за
своего портрета — ящичка в правом нижнем углу композиции Геворга Гяракяна. Пел
«Мокац Мирза». И его слушали. Причем много молодежи. Может, не все
так плохо, как иногда кажется.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here