ТВОРЧЕСКИЕ ЛАБИРИНТЫ АННЫ АРУТЮНЯН

180

Музей современного
искусства вновь порадовал ереванцев и гостей столицы эксклюзивной выставкой, на этот раз — Анны Арутюнян
– художника-монументалиста, чье авторское слово давно вписано в историю
армянского изобразительного искусства, а сегодня покоряет его любителей на
разных континентах. Выставка названа And life started… («И жизнь
началась…»), она проходит в рамках двух престижных биеннале –
Нью-Йоркской (NYBA New-York Biennale Art) и Дубайской (Dubai Аrt Biennale),
представляющих оригинальные работы художницы, которые нельзя подогнать ни под
один «-изм». Куратор выставки – американский искусствовед Пиетро
Франесси известен умением выискивать таланты по всему свету.

СОТРУДНИЧЕСТВО
АННЫ С МУЗЕЕМ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
символично. Много лет назад именно его основатель Генрих
Игитян предрек юной воспитаннице созданного им же Эстетического центра большое
творческое будущее. И не ошибся. Художественные полотна Анны Арутюнян не сходят
со стен лучших экспо-залов разных стран с тех пор, как однажды мир их увидел и
признал. Сама же художница спокойно относится к громкому успеху: главное для
нее – творить, ощущая дух свободы, философствуя в живописи и экспериментируя в
средствах.

Рисовать Анна начала раньше, чем пошла в школу. Ей было
всего 6 лет, когда ереванский Центр
эстетического воспитания распахнул перед ней свои двери. Однако сюда девочка
пришла не с пустыми руками: Анна уже рисовала, создавая свой живописный мир на
сюжеты армянских сказок и сказок других народов, на темы собственных выдумок и
бытовых историй. Дочь мастера декоративно-прикладного искусства,
профессионального керамика Эрнестины Есанян, она пробует себя не только в
живописи, но и в работе с глиной, скульптурном творчестве, причем весьма
успешно, самостоятельно познавая тонкости работы керамиста и уже в первых
образцах проявляя авторское «я». Позже это уникальное умение сочетать
живопись и ваяние стало приоритетным
направлением в ее творчестве.

Учеба в художественной школе им.А.Коджояна, затем год в
художественном училище им.П.Терлемезяна
вносили коррективы в становление Анны Арутюнян, наделяя ее новыми
знаниями, знакомя с техническими приемами разных направлений изобразительного
искусства, позволяя углубиться как в традиции армянского искусства, так и в
достижения мировой культуры. Анна пробовала себя во всем – в декорировании,
моделировании, работе с разными материалами и даже в сценическом оформлении.
Девушке было 16 лет, когда семья уехала в Германию. Новая страна открыла перед
ней новый пласт культурного наследия, познакомила с творчеством молодых
модернистов и экспериментаторов. Новые знания и впечатления прекрасно
сочетались с творческой
индивидуальностью Анны Арутюнян.

СЕРЬЕЗОЙ ШКОЛОЙ
ДЛЯ ДЕВУШКИ ИЗ АРМЕНИИ СТАЛА УЧЕБА
в Художественной академии Норд-Райн Вестфалие города
Дюрена. К тому времени немецкая публика уже была заинтересована ее работами:
спустя пару лет после переезда в Германию она начала представлять свои работы в
местных выставочных залах, снискав славу самобытного и весьма интересного
художника. В Дюренскую художественную академию Анну приняли сразу на 2-й курс,
и, теперь уже студентка одного из лучших немецких вузов, она с головой уходит в
монументальную живопись, покоряя и студентов, и педагогов не только прекрасными
работами, но и неиссякаемой творческой энергией. Анне было всего 22 года, когда
она стала членом Союза художников Германии: на родине Кранаха и Дюрера
появление молодой художницы в рядах корифеев — редкость.

Анне Арутюнян предложили продолжить карьеру в качестве не
только сепаратного автора, но и преподавателя, однако она решает вернуться на
родину. Произошло это на стыке двух столетий, что также было символичным в ее
творчестве: словно некий виртуальный мост связывал ее с прошлым и влек через
настоящее к будущему. В Армении жизнь Анны потекла в новом русле. Вступление в
Союз художников, молодежным крылом которого она руководила долгие годы, участие
в групповых выставках – все это происходит параллельно с персональными
выставками в городах Германии, а затем и других стран, в музеях, галереях и
частных коллекциях которых (Италия, России, США, Франция, Испания, Ливан,
Греция, Гавайские острова, Китай, Япония, Голландия, Швейцария и другие) и
сегодня хранятся ее неповторимые работы. Член ЮНЕСКО, в 2013 г. Анна Арутюнян
удостоилась званий «Заслуженный художник Армении» и «Художника
года».

Однако все регалии и признание – ничто по сравнению с
самим творчеством художницы, глубоко человечным и философичным. Оно каждый раз
шокирует публику, покоряя величием формы и содержания, привлекая нестандартными
решениями авторского замысла, потрясающим знанием армянской и мировой истории,
культуры, литературы, теологии и многих других наук, имеющих связь с понятиями
«человек», «жизнь», «вселенная».

ВЫСТАВКА «И
ЖИЗНЬ НАЧАЛАСЬ…» ТАКЖЕ ИМЕЕТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ
отношение к творческому кредо
Анны Арутюнян. Что такое жизнь, где она начинается и где заканчивается? Кто мы,
откуда пришли и куда идем? Что есть нравственность и в чем наша миссия? – эти
вопросы волнуют Анну с тех пор, как она взяла в руки Библию, первую взрослую
книгу в своей жизни. Ответы на эти вопросы она ищет в творчестве, объединяя
достижения разных народов в достоянии всего человечества и в то же время
отделяя самобытность традиций, культуры, истории разных народов. Именно поэтому
экспозиция «И жизнь началась…» — сугубо армянская, с одной стороны, и
общечеловеческая — с другой.

«Экспозиция посвящена 100-летию Геноцида армян и
олицетворяет возрождение, поскольку ни одна нация, особенно такая древняя, как
наша, и имеющая богатую культуру, историю, не может исчезнуть с лица
земли», — сказала на открытии выставки Анна Арутюнян. В то же время
представленная коллекция не ограничивается событиями 1915 года: мы словно
совершаем путешествие в эпоху рождения Иисуса Христа и еще дальше – к периоду
урартских клинописей, наскальной живописи наших далеких предков, к моменту
сотворения мира. Не случайно один из центральных экспонатов выставки – панно в
виде огромного неоформленного круга, символизирующего нашу планету, на который
Всевышний наносит первые штрихи будущей жизни.

Мир, созданный из ничего, и возрождение из пепла – вот
что будоражит ищущий ум художницы. Вот
панно «Происхождение земли», в котором вулканический кратер задает
начало жизни на нашей планете, а овальные круги, схожие с линиями на срезе
многолетнего дерева, ведут ее отсчет. А вот «Лабиринт жизни», в
котором древнегреческие символы слились с христианскими крестами. «Жизнь –
это лабиринт, в конце которого нас поджидает смерть, ведущая к вечности»,
— рассуждает Анна. А вот и панно «Между двумя мирами», где стопа
Господня, встав прочно на Землю, соединяет ее с космосом. В работах на тему
сотворения мира Анна использует пиктограммы, армянские и другие символы,
олицетворяющие стихии, идею создания жизни и ее гармонии в единстве женского и
мужского, бытия и бессмертия.

ПАННО С
ИЗОБРАЖЕНИЕМ ИИСУСА ХРИСТА ПОКОРЯЮТ
НАСЫЩЕННОСТЬЮ
говорящих
деталей. «След Христа», «Недосягаемый горизонт»,
«Распятие» — эти и другие панно приковывают внимание многогранностью
сюжета, недоступного к пониманию с первого раза. Чтобы проследить за линией
мысли художницы, приходится вглядываться
в работы с разных ракурсов, расшифровывать
символы.

Особенность экспозиции, представленной в Музее
современного искусства, — в грамотном подборе цветовой гаммы, соответствующей
палитре нашей планеты. Это разные тона земляного, оттенки охры, изумруд и
матовая бирюза, белый окрас — символ
чистоты и непорочности и алая краска – кровь Иисуса Христа, пролитая за всех
нас. И еще одна, пожалуй, самая главная особенность всего живописного
творчества Анны Арутюнян — рельефная техника, создающая эффект современного 3D
восприятия ее работ. Авторскую технику художница вырабатывала долгие годы путем
экспериментов с различными материалами, художественными средствами, красками.
Не помешала ей и масштабность полотен. «Я
свободна в своем искусстве, а свобода не умещается в маленькие рамки, ей нужен
простор. К тому же большие панно позволяют высказаться сполна, выплеснуть то,
что накопил жизненный опыт», —
говорит художница, чье творчество отличает необычайное чувство меры в
эстетической подаче идеи и безмерность фантазии и технических форм.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here