Домой Азия Глава МИД Турции о карабахском конфликте, вступлении в ЕС и своей борьбе...

Глава МИД Турции о карабахском конфликте, вступлении в ЕС и своей борьбе с терроризмом

829
0

25 февраля 2015 — 11:35 AMT

PanARMENIAN.Net — Южный Кавказ, бассейны Средиземного и Черного морей всегда имели для Турции большое значение. Об этом в интервью Тренд заявил находящийся с визитом в Азербайджане министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу.

«К сожалению, в этом регионе существуют такие затянувшиеся проблемы, как карабахский, абхазский и юго-осетинский конфликты, являющиеся источником неопределенности», — сказал он.

Министр считает, что конфликты, возникающие на этнической, религиозной почве, или в основе которых лежат территориальные претензии, отсутствие безопасности негативно влияют на решение перечисленных проблем. «Мирное решение этих проблем в рамках территориальной целостности Азербайджана и Грузии является фактором, служащим не только интересам народов региона, но и международного сообщества», — отметил Чавушоглу.

Глава внешнеполитического ведомства Турции подчеркнул, что перечисленные проблемы имеют потенциал для угрозы миру и стабильности в Евразии, включая Южный Кавказ.

«Поэтому мировое сообщество, международные организации, ООН и ОБСЕ в частности, должны умножить усилия для решения конфликтов в регионе. Особо хочу подчеркнуть, что мирное решение карабахского конфликта является одним из основных приоритетов внешнеполитического курса Турции. Поэтому мы всегда внимательно следим за процессами, связанными с урегулированием нагорно-карабахского конфликта, активны в усилиях, которые продолжаются в рамках Минской группы ОБСЕ», — сказал Чавушоглу.

По его словам, Турция, как член Минской группы, на многосторонних платформах и в ходе общения с третьими странами всегда поднимает тему карабахского конфликта, который считает своей проблемой.

В заявлении Минской группы ОБСЕ по итогам визита сопредседателей Игоря Попова (Россия), Пьера Андрие (Франция) и Джеймса Уорлика (США) в регион в середине февраля отмечалось, что основной целью встреч с главами МИД и министрами обороны Армении и Азербайджана, а также с властями Нагорного Карабаха было призвать стороны строго придерживаться режима прекращения огня после январских нарушений.

Согласно заявлению, в ходе обсуждений стороны подтвердили свою приверженность мирному урегулированию карабахского конфликта. Президенты также согласились учесть и обсудить предложения сопредседателей, которые могут укрепить режим прекращения огня.

Сопредседатели также обсудили с президентами и главами МИД дальнейшие шаги, направленные на урегулирование конфликта, а также работы по подготовке встречи президентов в этом году.

Сопредседатели также встретились с региональными представителями МККК с целью обсуждения вопросов, касающихся пропавших без вести вследствие конфликта. Они отметили важность достигнутых на встрече президентов в Париже договоренностей, согласно которым предусмотрен обмен информацией о пропавших без вести под эгидой МККК.

Турецкий министр также отметил и усилия ЕС в сфере углубления отношений с государствами региона в рамках «Восточного партнерства». «Как государство, претендующее на членство в ЕС и хорошо знающее особенности региона, Турция внимательно следит за проектом «Восточное партнерство». Верим, что эту инициативу необходимо развивать, учитывая экономические приоритеты и интересы государств региона», — отметил Чавушоглу.

Говоря об обеспечении энергобезопасности Европы, Чавушоглу сказал, что Турция для ослабления энергетической зависимости и обеспечения энергетической безопасности придает большое значение странам, располагающим энергетическими коридорами и источниками.

Турция в то же время намерена обеспечить энергетическую безопасность Европы. «Поэтому в течение прошлых лет Турция осуществила с Азербайджаном очень важные стратегические проекты», — сказал министр.

В качестве примера таких проектов он привел нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который дает возможность поставлять азербайджанскую нефть на мировой рынок. Другим проектом, осуществленным с Азербайджаном, является газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум.

«Еще одним проектом, который осуществляется с Азербайджаном и имеет стратегическое значение, является проект TANAP, который считается основным в «Южном газовом коридоре» и обеспечит энергетическую безопасность Турции и Европы. С осуществлением этого проекта азербайджанский газ займет важное место в Европе», — сказал Чавушоглу

Кроме того, благодаря TANAP будет создана естественная связь между Каспийским регионом и Европой, отметил министр.

«TANAP в то же время является проектом, направленным в будущее. Туркменистан в будущем сможет по данному газопроводу поставлять газ», — сказал Чавушоглу.

По его словам, проводится большая работа по осуществлению данного проекта. Турция является вторым крупным партнером проекта TANAP и придает большое значение своевременной реализации проекта «Шах Дениз-2».

Проект TANAP предусматривает транспортировку газа с азербайджанского месторождения «Шах Дениз» от грузино-турецкой границы до западных границ Турции.

Первоначальная пропускная способность трубопровода, как ожидается, составит 16 миллиардов кубических метров газа в год. Около шести миллиардов кубометров будет поставляться в Турцию, а остальное — в Европу.

В Турцию газ попадет уже в 2018 году, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 года.

Стоимость проекта оценивается в 10-11 миллиардов долларов.

Что касается процесса вступления Турции в Евросоюз, то, по словам Чавушоглу, «членство Турции в ЕС является стратегической целью страны».

По его словам, Турция хочет занять место в этом союзе европейских стран, объединившихся вокруг единых законов и ценностей, и участвовать в этой структуре.

«Демократия, права человека, верховенство закона, законы и ценности ЕС являются основными особенностями реформ, проводимых Турцией. Прежде всего, Евросоюз является для Турции неким центром, где интенсивно охраняются эти ценности и развиваются в соответствии с законодательством. Основной целью Турции в деятельности, направленной на вступление в ЕС, является достижение высоких стандартов с точки зрения этих законов и ценностей. После завершения срока обсуждений стороны сами примут итоговое решение о членстве Турции в ЕС. Одной из важных особенностей для Турции является обеспечение высочайших стандартов в каждой сфере, в том числе благосостояния граждан», — сказал глава внешнеполитического ведомства.

Членство Турции в ЕС не означает, что страна станет равнодушно относиться к событиям, происходящим в регионе, или же будет проводить одностороннюю внешнюю политику, отметил он. «Турция продолжит реализовывать цели многосторонней внешней политики, которые продиктованы географическим положением, историческими и культурными связями страны. Этот процесс является взаимовыгодным. С этой точки зрения вступление Турции в структуру создаст возможность для ЕС получить большое влияние на еще более обширной территории, что повлияет на динамику экономики ЕС. Это, в свою очередь, лишит определенные силы, защищающие межкультурное противостояние, серьезного аргумента, что внесет вклад в региональную и глобальную стабильность и мир», — отметил глава МИД.

К сожалению, несмотря на усилия, не удалось достичь желаемого результата переговоров. «Главным виновником застоя в процессе обсуждения является ЕС. То есть, для обсуждения пунктов, по которым должны проводиться переговоры, необходимо, чтобы в самом ЕС было принято единогласное решение. Но ЕС препятствует обсуждению восьми, а Кипрская Республика — шести разделов по Турции. В 2007 году Франция заявила, что будет препятствовать обсуждению пяти разделов, но в 2013 году устранила препятствие по одному из обсуждаемых разделов (Региональная политика и координация структурных средств за № 22). На встречах высокого уровня, проведенных с французской стороной, она заявила, что не будет препятствовать Турции стать членом ЕС и в случае необходимости можно будет открыть новые разделы для обсуждения. Но политические препоны, с которыми мы столкнулись в ходе принятия в ЕС Кипрской Республики без решения кипрского вопроса, влияют на обсуждения между Турцией и ЕС», — подчеркнул глава внешнеполитического ведомства Турции.

Чавушоглу подчеркнул, что турецкая сторона всегда отмечает необходимость продолжения переговоров с ЕС как технического процесса. «Более того, Турция продолжит предпринимать решительные шаги по выполнению взятых на себя обязательств и приспособлению к критериям членства»,- отметил глава МИД Турции.

Турция подала заявление на присоединение к ЕС в 1987 году, а в 1999 году получила статус страны-кандидата, переговоры между сторонами о присоединении начались в 2005 г. Однако из 35 необходимых для вступления условий, Турция к настоящему времени удовлетворяет только 13, при этом больше всего претензий со стороны ЕС касаются ее территориального спора с Кипром и демократических преобразований внутри страны. 16 октября прошлого года Еврокомиссия опубликовала новый ежегодный доклад с оценкой процесса присоединения Турции к ЕС, в котором содержалось предложение возобновить переговоры на эту тему и поторопить Турцию с продвижением демократических реформ, чтобы были обеспечены все основные права ее граждан.

Турция, страдающая от терроризма, сегодня является одной из передовых стран, защищающих международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, сказал Чавушоглу.

По его словам, Турция, с одной стороны, принимает непосредственное участие в Глобальном форуме по борьбе с терроризмом и проекте FATF, связанным с пресечением финансирования ИГ. С другой стороны, проводит обмен информацией, связанной с ИГ и иностранными террористами. «Для успешной борьбы с терроризмом международное сообщество должно подключиться к ней и осуществлять деятельность в рамках единой стратегии для устранения этой опасности», — сказал министр.

Касаясь вопроса «Исламского государства», Чавушоглу отметил, что Турция, наряду с защитой своих национальных интересов, ведет борьбу с радикализмом в Сирии в рамках международной коалиции по борьбе с ИГ. «Должна вестись совместная борьба с радикализмом, и подготовлен метод коллективной борьбы и стратегия против радикализма», — сказал Чавушоглу.

«Как мы отмечали и раньше, радикализм является не причиной, а результатом. Основным виновником возникновения террористической организации ИГ, которая поддерживается для борьбы с различными группировками внутри страны, распространения этой организации на территории Сирии и Ирака является режим Асада. Соответственно, ведя борьбу с ИГ, не нужно забывать о режиме Асада, который является основной причиной распространения этой угрозы. В противном случае этот режим будет продолжать создавать новые угрозы для региона», — сказал Чавушоглу.

По его мнению, важно привлечь к переговорам режим Асада, в то же время в рамках женевских соглашений обеспечить требования народа и политическое решение проблемы в Сирии.

По словам Чавушоглу, другим неприемлемым вопросом являются попытки Асада продемонстрировать желание подключиться к борьбе против ИГ. «Никто не может сначала создать угрозу, потом подключиться к борьбе с этой угрозой», — сказал он.

«ИГ угрожает национальной безопасности Турции. Очевидны шаги Турции, направленные на решение кризиса в Сирии и предпринятые в составе международной коалиции, а также другие действия страны. Кризис и радикализм в Сирии прежде всего угрожают Турции», — сказал глава МИД.

По его словам, страны, обвиняющие Турцию в поддержке ИГ, находятся вдали от региона, в то время как Турция находится в этом регионе. «Поэтому Турция не придает значения данным предвзятым претензиям, озвученным с целью манипуляции», — сказал Чавушоглу.

В ночь на 23 февраля турецкие военные вошли на сирийскую территорию в районе города Кобани, направились в сторону находившейся в 30 километрах от границы гробницы Сулеймана Шаха и вывезли ее в Турцию.

В военной операции по эвакуации почетного караула приняли участие 700 турецких солдат. Также были задействованы сто единиц военной техники, включая 39 танков. Почетный караул насчитывал 39 турецких военнослужащих. В ходе эвакуации погиб один солдат.

Лондонская газета «А-Шарк аль-Аусат» сообщила, что Турция предупредила командование Исламского государства Ирака и Леванта (ИГИЛ) о проведении операции по вывозу гробницы Сулейман Шаха с территории Сирии 22 февраля.

Газета ссылается на неназванного представителя правительственных кругов в Анкаре. Источник отметил, что информация была передана руководству ИГИЛ по неофициальным каналам. Пресс-секретарь МИДа Турции Танжу Бильгич отказался комментировать публикацию лондонского издания.

В свою очередь, правительство Сирии ответило на вторжение турецких военных на территорию Сирии. Министр иностранных дел Сирии Фейсал Мекдад заявил, что страна оставляет за собой право ответить на военное вторжение.